— Буквально в преддверии нашей встречи Сейм неожиданно одобрил поправки Нацобъединения к Закону о труде, которые, в частности, разрешат работникам не общаться с посетителями кафе, магазинов, гостиниц на иностранных языках!
Вячеслав Домбровский: "Вместо того чтобы мотивировать работников, особенно молодых, изучать как можно больше языков, повышая тем самым конкурентоспособность как их, так и всего государства, тупиковая коалиция продолжает демонстрировать мракобесие.
Абсолютно понятно, что в первую очередь ограничения направлены против использования русского языка в обслуживающей сфере. Также ясно, что эти меры снизят нашу привлекательность для русскоговорящих туристов.
Короткая, но очень наглядная справка. В прошлом году услугами латвийских отелей воспользовались 241 тысяча туристов из России, 105 тысяч — из Белоруссии, 30 тысяч — с Украины и т. д. Русскоговорящие постояльцы обеспечивают порядка 10% от всего потока. При этом, например, каждый российский турист тратит в среднем 100 евро в день. То есть речь идет о миллионах евро.
Нетрудно догадаться, как будет "крепчать маразм". По аналогии с запретом на использование русского языка в частных вузах, очевидно, скоро будет предложено ограничить возможности его применения в обслуживающей сфере. Все–таки выборы на носу, а рейтинги всех партий правящей коалиции пока оставляют желать лучшего.
За последние 30 лет у нас не решен ни один вопрос конструктивного сосуществования между латышами и русскими. Если Латвия не способна решить проблему интеграции тех людей, которые родились здесь, то как вы планируете интегрировать выходцев из третьих страх, у которых совсем иные культура и менталитет?"
Андрей Козлов: "Иногда мне кажется, что авторы этих и других безумных поправок живут не в нашей стране и вообще не понимают, что такое реальная действительность. Можно, простите, еще сто поправок принять, но разве от этого 40 процентов населения страны перестанут говорить на своем родном языке? Разве от этого к нам вместо сотен тысяч русскоязычных туристов приедут, например, сотни тысяч туристов из Латинской Америки и вместо русского всем работающим в обслуживающей сфере нужно будет говорить на испанском? Впрочем, если кто–то владеет и редкими для Латвии языками, то это только плюс!
Это ведь очевидно даже школьнику младших классов: в маленькой стране, чтобы быть конкурентоспособными, необходимо и больше языков знать, и развивать ИТ–технологии, поскольку мы, например, не сможем конкурировать с большими странами ни по объему промышленного производства, ни по обороту, ни по масштабу рынка. А значит, нужно быть более мобильными, знать больше языков, использовать самые современные и, стало быть, быстрые технологии!
Мы в предыдущих наших дискуссиях очень часто в позитивном смысле говорили об Эстонии. Хвалили ее и за умение привлекать инвестиции, и за разумную налоговую политику… Так я могу сказать, что и в языковой области Эстония проявляет намного большую гибкость, нежели Латвия!"
Любовь Швецова: "Меня удручает то, что правящие политики все время занимаются какими–то надуманными проблемами. Они словно живут в своем, виртуальном мире. Разве Сейм должен тратить время на языковое регулирование частного бизнеса?!
Я бы предложила политикам свою энергию направить на решение куда более насущных проблем! Например, на то, чтобы уже в этом году ввести систему автоматического возврата переплаченных налогов. Это только будет способствовать росту доверия жителей к налоговой службе в частности, и к государству в целом.
Еще одна важная проблема, решение которой мы все ждем, — это улучшение предпринимательской среды. Чтобы инвесторы могли быстро начать в нашей стране развивать какой–то бизнес, чтобы они могли получить всю необходимую информацию, в том числе и правовую, на иностранных языках, чтобы они чувствовали заинтересованность латвийского государства в притоке инвестиций.
Чем ближе выборы, тем сильнее из уст политиков звучит забота о возвращении наших соотечественников на родину. Но одних слов тут, как вы понимаете, мало. Необходим реальный рост экономики, чтобы зарплаты в Латвии стали привлекательными и для тех, кто остался в стране, и для тех, кто работает в Ирландии и Англии, но в душе мечтает вернуться домой.
Вот о чем нужно думать правящим, а не заниматься языковыми поправками, "мешками КГБ" и прочими второстепенными вопросами!"
Вячеслав Домбровский: "Но в том–то и беда, что у правящих нет никакой серьезной экономической программы. Они не хотят, да и не умеют решать и социальные вопросы. Поэтому остается одно: отвлекать избирателей при помощи и этих языковых поправок, и распространяя страшилки про некие прокремлевские силы…
Стране как воздух нужны перемены. Но правящие их обеспечить не в состоянии. Остается надеяться только на то, что избиратель 6 октября эту агонию нынешней коалиции прекратит".
Андрей Козлов: "Я вижу и по своим сверстникам — из поколения 20–летних, что они тоже устали от того маразма, который сейчас творится в стране. У молодых людей в действительности нет языковых проблем, их мало волнуют национальные вопросы. Они хотят просто нормально жить — иметь возможность создать семью, приобрести жилье по доступным ценам, получить конкурентоспособное образование и затем сделать успешную карьеру. Где забота государства о молодых семьях, о детях? Где возможности для покупки жилья по доступным ценам? Где создание условий для нормального рынка арендного жилья?
Вместо решения этих вопросов мы слышим только "язык, язык, язык, Кремль, рука Москвы"… Когда это кончится?!"
Любовь Швецова: "Самое обидное, что у Латвии есть все для успешного развития: и выгоднейшее географическое положение, и прекрасные, высокообразованные специалисты, и уже опыт работы в условиях рыночной экономики. Остается только обеспечить реальную политическую конкуренцию, без всяких красных линий, создать более эффективную систему управления, повернуть государство лицом к населению, и тогда мы действительно можем стать одной из самых успешных стран мира!"