Вице—спикер сейма Дагмара Бейтнере—Ле—Галла (Новая консервативная партия), открывая конференцию, напомнила, что вопрос демографии в академической среде поднимается уже давно — она как социолог с ним сталкивается уже два десятилетия. Общество, по ее мнению, находится в постоянном стрессе — про то, что нас становится все меньше... «Только в противоположных мнениях может рождаться истина», — сказала ученая дама, вставшая на политическую стезю.
Лига Лейиня, государственный секретарь Министерства образования и науки, уверена, что академическая мысль обязана служить целям долгосрочного развития страны. Достойное конкурентоспособное образование само по себе способствует демографии. Андрис Кужниекс, и. о. представителя Еврокомиссии в ЛР, рассказал, что Брюссель поддержал проведение демографических мероприятий в 22 странах союза. Особенно остра эта проблема в Латвии...
Увезли 26 тысяч детей
Профессор Латвийского университета Михаил Хазан обозначил основные демографические факторы нашей страны: эмиграция, реэмиграция, рождаемость, рынок труда, образование, здравоохранение. Все это взаимосвязано: чем меньше студентов, тем труднее создать курс университета, отмирают целые научные направления; возникают трудности с кадрами для медицины; люди предпенсионного возраста сталкиваются со сложностями в поиске работы.
С 2000 года, по подсчетам М. Хазана, Латвия потеряла около 27% населения, или 300 тысяч человек. Но есть и хорошие новости: если в начале этого периода рождаемость составляла 1,25 ребенка на женщину, то ныне 1,8 — таковы результаты стимулирования демографии.
Но все равно этого мало — нужно по меньшей мере 2,1, ибо не все дети выживают, а численность рождающихся не должна быть ниже количества родителей, чтобы население хотя бы сохранялось. Стоит же латвийским мамочкам прибыть в Великобританию, так они начинают ударно перевыполнять план — и демографический коэффициент у них взлетает до 2,5, как свидетельствуют данные переписи населения в Соединенном Королевстве.
В Латвии самый высокий коэффициент соотношения пожилых людей к лицам трудоспособного возраста — по сравнению с развитыми странами ЕС. Одновременно с 2000 года ЛР потеряла 4303 новорожденных — половину от смертности, половину от эмиграции. Сегодня младенческая смертность в ЛР только чуть выше средней по ЕС (4 смерти на 1000 родов), в то время как самая низкая доля присутствует в Финляндии, а выше всего этот печальный показатель, как ни странно, на средиземноморской Мальте.
— Семьи, в которых имеется ребенок, на 5,4% чаще выражают желание эмигрировать, — отметил М. Хазан. Все же в связи с Brexit наших людей в Великобритании становится все меньше — номер социального страхования в 2018 году там получило на 20% меньше граждан ЛР, в то же время в абсолютных цифрах это составило около 5 тысяч. По направлению к Ирландии латвийская рабочая сила продолжает мигрировать активнее.
В свою очередь, Латвия сама начала думать о «мудрой иммиграции». Экономическая необходимость борется с опасениями изменения культурного кода. Хотя на фоне стареющего общества в Латвии, скорее, может сформироваться «экономика сениоров» — с повышенной занятостью старших возрастов, опирающейся на дигитализацию и роботизацию.
Что ж, думаю, подавляющее большинство пенсионеров были бы с этим вполне согласны, но не отнимут ли под такую политику часть социальных накоплений...
Миграция приходит в равновесие
Эксперт Латвийского института внешней политики Алдис Аустерс сообщил, что в нашу страну в среднем в год приезжает 6 тысяч человек, а уезжает 18 тысяч. Подобная «дельта» отнимает несколько процентов роста ВВП. Вообще среди 28 стран ЕС и Норвегии в 2000–2017 гг. Латвия заняла трагическое предпоследнее место в демографическом балансе с 20—процентным минусом населения. Хуже нас только Литва. А пионером по увеличению числа жителей является Ирландия — плюс 25%, и за счет высокой рождаемости, и благодаря иммиграции.
— Проект латвийского государства в его нынешнем виде не кажется перспективным, — высказался не очень патриотично глава социологического центра SKDS Арнис Кактиньш. По его опросам, каждый второй не считает, что дела в стране идут хорошо; позитивно настроена только треть жителей; каждый пятый рассматривает возможность отъезда.
Социсследования показывают, что обеспеченными себя считают около 20% латвийцев — они могут позволить себе дорогие покупки; столько же перебиваются с хлеба на воду; наибольшее же количество имеют деньги на повседневные расходы, но покупки длительного пользования составляют сложность.
ПОТЕРЯ БУДУЩЕГО
В среднем из Латвии с 2000 года эмигрировало вместе с родителями 1858 детей ежегодно; еще 2500 маленьких латвийских подданных рождалось в течение года за границей.