Высказывания министра благосостояния Гатиса Эглитиса она назвала популистскими.
Ломановска обратила внимание на то, что на первый пенсионный уровень направлено 14% обязательных социальных взносов, однако первый уровень подвержен демографическим рискам, поэтому взносы 2-го уровня в размере 6% от брутто-зарплаты — существенная часть взносов для людей, которые только начинают свою карьеру. Она прогнозировала, что, учитывая демографические риски, на данный момент второй пенсионный уровень может составить даже половину пенсии по старости.
Ломановска также напомнила, что ситуация во время кризиса, когда взносы 2-го пенсионного уровня были уменьшены на два процента, а затем постепенно были увеличены до четырех и, наконец, шесть, хорошо отражается в статистике, показывая, что накопления в это время сократились. Она сослалась и на заявление Банка Латвии — риску бедности в плане будущей пенсии подвержена и молодежь.
«Риск бедности существует не только для сегодняшних пенсионеров, но и для поколения, которое работает», — сказала она.
Ломановска подчеркнула, что улучшение финансового положения нынешних пенсионеров — это вопрос как для Сейма, так и для ответственных министерств, однако его решение за счет будущих пенсионеров будет самым неправильным шагом, который только обострит проблему, а не решит ее.
Ранее доктор экономических наук Эдгар Вольскис назвал «выстрелом себе в ногу» идею перераспределения пенсионных отчислений.
Специалист пояснил, что, перенаправив деньги из второго уровня в первый, государство в лучшем случае получит дополнительные средства через бюджет социального страхования для решения текущих проблем, но при этом оно же возьмет на себя больше обязательств. (Которые, видимо, со временем выполнять будет сложнее из-за сокращения числа работающих и, соответственно, людей, выплачивающих обязательные взносы социального страхования, часть которых как раз идет на пенсии первого уровня).
"Я бы не советовал даже смотреть в этом направлении - проводить эксперименты с пенсионной системой, которая имеет определенные элементы защиты против рисков".
Пенсионный возраст в Латвии постепенно повышается — до 65 лет к 2025 году. И, вероятно, процесс на этом не остановится, так как продолжительность жизни растет. При этом, по оценкам экономистов Банка Латвии, коэффициент замещения (то есть отношение размера пенсии к зарплате) со временем может опуститься намного ниже нынешних 40%.