Проблема этики оказания платных услуг латвийскими медучреждениями обретает все большую актуальность, считает руководитель международной медицинской клиники AIWA Clinic Валерий Ратобыльский.
Он отмечает, что в настоящее время около половины населения Латвии предпочитают своевременно получить платную медицинскую услугу, а не терять время в ожидании обслуживания в рамках государственного финансирования. Такие выводы можно сделать не только на базе практических наблюдений, но и на основании опросов пациентов.
В ходе недавнего опроса выяснилось: около 50% опрошенных за последние два года использовали платные медицинские услуги, расплачиваясь за них самостоятельно или через страховую компанию. При этом 20% респондентов заявили, что пользуются исключительно платными услугами.
«Для пятой части населения Латвии бесплатная медицина перестала существовать», - констатирует доктор Ратобыльский.
Между тем, напоминает Валерий Ратобыльский, еще в начале 2015 года Европейская комиссия (ЕК) указывала на то, что серьезной проблемой латвийской системы здравоохранения являются низкое государственное финансирование и высокие прямые платежи, которые жители вынуждены производить за свой счет.
Большая часть жителей страны не может удовлетворить свои потребности в медицинском обслуживании. По этому параметру у Латвии один из самых высоких показателей в ЕС, при этом слишком высокая стоимость чаще всего называется в качестве причины невозможности получить медуслуги.
Как по уровню государственных расходов в области здравоохранения на одного жителя, так и по общим расходам на здравоохранение Латвия имеет одни из худших показателей в ЕС.
При этом сравнительно низкая часть расходов отводится на такие нужды общественного здоровья, как, например, программы профилактики заболеваний.
«В медицинском сообществе должна быть инициирована дискуссия об этике оказания платных услуг, - считает Валерий Ратобыльский. - Считаю, что в этом нуждаются в равной степени как пациенты, так и латвийские медики.
Положить конец обоюдным претензиям и недовольству можно одним способом: лечебные учреждения, берущиеся за предоставление платных медицинских услуг, обязаны создавать такую добавленную стоимость, которая будет ощутима для пациентов».
«В условиях закончившегося госфинансирования тот же врач, в том же кабинете, на той же аппаратуре и в том же цейтноте времени оказывает помощь пациентам так же, как делал это прежде, но теперь – за плату, – продолжает доктор Ратобыльский. – Врач делает операцию так, как позволяет ему его мастерство и умение. То есть так же хорошо или так же посредственно. Ни один специалист не ставит качество сделанной операции в зависимость от того, на платной или условно «бесплатной» (то есть по госквоте) основе она она делается.
Таким образом, принципиальным становится другое: вкладывает ли учреждение средства в новую аппаратуру, в создание комфортных условий для пациентов, в подбор и обучение персонала? Способно ли это учреждение предоставлять платные услуги вообще? Глубокая мотивированность персонала, продуманная организация труда, ориентированная на клиента система обслуживания, диагностики и лечения – все эти аспекты должны быть учтены до того, как первый пациент получает первый счет в лечебном учреждении. Нарушение данной причинно-следственной связи (что и происходит сейчас в большинстве ведущих госклиник) является причиной недовольства, жалоб, общего негативного фона по вопросам здравоохранения».