Освежить и укрепить отношения с Варшавой призвал нового национального лидера и экс-президент Валдас Адамкус. Он не без оснований полагает, что Литве на исходе первой четверти XXI века следует шагать в ногу с Польшей, Германией и США.
«Медлить с визитами в эти столицы было бы чрезмерно опрометчиво», — говорит Адамкус с экранов ТВ.
Стоит подчеркнуть, что фигура Адамкуса для Науседы — ориентир № 1 в формировании внешней и внутренней политики, о чем избранный президент многократно говорил в ходе предвыборной кампании. На этом основании можно предположить, что Варшава, Берлин и Вашингтон станут тремя китами, на которых будут покоиться внешнеполитические стратегии Литвы в ближайшие пять лет, до 2024 года.
Впрочем, пока это только догадки. Во время брифинга главу МИД спросили прямо: возможны ли изменения ориентиров в свете смены руководителя государства? Шеф внешнеполитического ведомства ответил туманно:
«Возможны тактические, но не драматические перемены в стратегическом плане. Я надеюсь на преемственность и последовательность традиционной литовской внешней политики».
Как на взгляды и планы Адамкуса-Науседы отреагировали в Берлине и Вашингтоне, нам неизвестно.
Что касается Варшавы, она послала новому президенту Литвы недвусмысленный, хотя и завуалированный сигнал. Издание Rzeczpospolita под заголовком UE: Grybauskaite za Tuska? Polska jest na «nie» сообщило, что Польша не поддерживает кандидатуру президента Литвы Дали Грибаускайте на пост председателя Совета Европейского союза.
По данным газеты, Вишеградская группа, в которую помимо Польши входят Венгрия, Чехия и Словакия, проинформировала Дональда Туска, что кандидатуру Грибаускайте не поддерживает:
«Ее никто не предлагает. Вишеградская группа, мнение которой по этому вопросу зондировал Туск, настроена против. Грибаускайте — индивидуалистка, которая не вызывает энтузиазма у своих коллег. Вишеградская группа предлагает своего кандидата — словацкого социалиста Мароша Шефчовича, нынешнего заместителя главы Европейской Комиссии по вопросам энергетики».
Литовская пресса, в частности, сетевое издание Еkspertai.eu, написала:
«Варшава, Будапешт, Прага и Братислава отхлестали Литву по лицу мокрой тряпкой».
Глава МИД попытался защитить хозяйку-«хромую утку»: внешнеполитическому ведомству ничего не известно об официальной позиции Вышеградской группы. Подали голос и другие заметные фигуры. Например, избранный 26 мая депутатом Европарламента консерватор Андрюс Кубилюс в комментарии радиостанции Žinių radijas со всей ответственностью заявил:
«Не стоит прежде времени списывать Грибаускайте. Есть позиции, по который у нее преимущества перед конкурентами. В ЕП проходят интенсивные дискуссии между основными партиями — Европейской народной, социалистами, либералами и зелеными. Каждая предлагает своих кандидатов. Уже в течение длительного времени на руководящих постах в ЕС не было женщин. Это для Грибаускайте преимущество. Заявления Польши или других стран не могут рассматриваться, как окончательный вердикт».
С какой целью мы тщательно рассматриваем ситуацию вокруг брюссельских карьерных амбиций Грибаускайте и реакции Варшавы?
Сегодня как никогда раньше Литва зависима от Польши практически во всех сферах государственной жизни: в обороне и безопасности, в энергетике, в логистических цепочках и транзите в направлении запада, в импорте недорогой сельскохозяйственной продукции, в реэкспорте европейских товаров в страны ЕАЭС, в Китай и Юго-Восточную Азию. Официальный Вильнюс рассчитывает, что, купив в США зенитно-ракетные комплексы Patriot, Варшава раскроет зонтик ПВО и над соседней Литвой.
Еще большую ставку литовцы делают на будущую американскую военную базу Fort Trump. Литовские политики призывают правительство финансово поддержать создание базы. Эта идея приживается медленно, но уже пустила немало ростков. В том числе, на уровне руководителя кабинета министров, который обещает найти деньги для этого амбициозного проекта.
В вооруженных силах Литвы верят, что появление американцев в регионе на постоянной основе снимет с повестки дня так называемый вопрос «Сувалкского коридора». Это бутылочное горло шириной в 94 километра, через которое литовцы стараются дышать в унисон с Европой. Тот, кому удастся перерезать «коридор», захлопнет литовскую мышеловку.
Далее. Расположенный на территории Литвы единственный в странах Балтии нефтеперерабатывающий завод принадлежит полякам. От их заинтересованности зависят темпы строительства железнодорожной магистрали Rail Baltica Варшава — Таллин — Хельсинки и автомобильного коридора Via Вaltica Варшава — Таллин, газопровода GIPL стоимостью 555 млн евро и электромоста LitPol Link, который должен был начать работать еще в 2015 году.
Уместно вспомнить, что в 2010 году Вильнюс рассматривал Варшаву как надежного партнера для строительства новой атомной электростанции взамен остановленной Игналинской. Правда, поляки быстро устали от организационной бестолковщины и первыми вышли из проекта.
В известном смысле из-за позиции Польши Литва все еще остается уязвимым «энергетическим островом», несмотря на заявления о стремительно растущей энергонезависимости. То есть, какого вопроса не коснись, ключи от литовских перспектив всегда в руках поляков. Гитанас Науседа полагает, что быстро найдет общий язык с Варшавой. Возможно, но Даля Грибаускайте настолько испортила отношения между странами, что поляки не были бы поляками, если б не попытались взять реванш. Они уже дали понять новому главе Литвы — будь предельно аккуратен, сговорчив, не конфликтуй, мы ничего никогда не забываем.
Москвич, директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов для EADaily так прокомментировал сигналы из Варшавы:
«Поляки всегда болели ясновельможностью. Последний электоральный цикл 2016 года впервые в истории современной Польши практически убрал с политической арены традиционно сильные левые силы. Они всегда уравновешивали реваншистские, националистические, где-то граничащие с фашистскими силы, приглушали настроения польских радикалов. Ситуация во власти благоприятствует правым из партии ««Право и справедливость» Ярослава Качиньского, которая проводит ультранационалистическую политику.
Сегодня вновь слышны разговоры о «Польше от моря до моря», о «Речи Посполитой», мир видит преклонения польской власти перед иконой Юзефа Пилсудского. Польша набирает вес не только в регионе, но и в Европе, позволяя себе нарушать красные линии, прочерченные в Европейском союзе.
Появился и новый акцент — проамериканские взгляды и ярко выраженная поддержка любых проектов Вашингтона в ЕС. Такое впечатление, будто Варшава сошла с ума, уничтожая своими руками то, что декларируют: говорит о величии Польши и тут же делает все, чтобы европейцы смотрели на Польшу если не со страхом, то настороженно.
Мифические планы о возрождающемся величии Варшавы подталкивают поляков смотреть на Литву, как на будущего вассала. Польша предпочла расставить акценты еще на берегу, за две недели до первого контакта с новым литовским президентом».
Исчерпывающий комментарий.
Рената Рейнгольдене, Клайпеда
eadaily.com