Стиральный порошок изобрели еще в 1876 году в Германии. Сделал это немецкий химик Фриц Хенкель. Корпорация с одноименным названием в наши времена является одним из ведущих производителей синтетических моющих средств. Но еще каких–то тридцать лет назад все разнообразие порошков ограничивалось разве что "Лотосом" и "Невой". Это сейчас в любом магазине можно насчитать несколько десятков наименований подобного продукта от разных производителей. И чтобы привлечь внимание потребителей, в дело вступает массированная реклама. Правда, бытует мнение, что стиральные порошки по своему составу одинаковы, а более высокая цена обеспечивается за счет расходов по продвижению товара. Так ли это на самом деле?
Химия — консервативная наука
В последние годы в мире постоянно растет число случаев заболевания аллергией, астмой, бесплодием, раком и т. д. В этой связи многолетние эпидемиологические тесты показывают, что причиной этих болезней является тот "химический коктейль", который постоянно нас окружает. Ученые доказали, что по уровню вредного загрязнения обычная квартира может в несколько раз превышать какой–нибудь промышленный объект. И стиральный порошок здесь играет далеко не последнюю роль. Сейчас мало кто из хозяек применяет при стирке хозяйственное мыло, не говоря уже о таких природных моющих средствах, как "мыльные орехи". Что поделаешь, гораздо проще засыпать горсть порошка в стиральную машину и выбрать нужную программу.
А ведь формула большинства подобных препаратов, несмотря на уверения фабрикантов от бытовой химии, остается неизменной вот уже несколько десятилетий. Химия достаточно консервативная наука, революционные открытия в этой области случаются довольно редко. Состав большинства стиральных порошков в принципе одинаков. Отмывают грязь поверхностно–активные вещества (ПАВ). Это своего рода синтетическое "мыло". Особенно опасны анионные ПАВ, которые могут вызывать нарушения иммунитета, аллергию, разрушать живые клетки. Вдобавок они накапливаются в организме. Косвенным свидетельством их присутствия служит интенсивность пенообразования при стирке. Чем оно выше, тем большая концентрация А–ПАВ. Но для автоматической стиральной машины обилие пены нежелательно. Вещи хуже остирываются. Поэтому и надо покупать соответствующий порошок, специально предназначенный для подобного вида стирки.
Но можно приобрести и экологические препараты. В их составе присутствуют только биологически разлагаемые ПАВ, полученные на основе взаимодействия глюкозы, получаемой из риса, картофеля и пшеницы, а также жирных спиртов, выделенных из рапсового, кокосового или пальмового масла. Вот только стоит подобное экосредство в несколько раз дороже, чем обычное.
Нет фосфатам
Поверхностно–активные вещества хорошо удаляют только в мягкой воде. Чем больше в воде растворено солей, тем ниже качество стирки. Где–то начиная с 20–х годов ХХ века, когда порошки стали входить в повседневную жизнь европейцев, в роли смягчителей выступали фосфаты. Они связывали ионы кальция и магния и тем самым умягчали воду. Но в 70–х годах оказалось, что именно фосфаты способствуют заболачиванию водоемов, так как вызывают ускоренный рост водорослей.
Мало того, фосфаты усиливают токсические свойства ПАВ. Они более интенсивно проникаются через неповрежденную кожу. Причем даже десятикратное полоскание в горячей воде не освобождает одежду от частичек порошка. В холодной же воде фосфаты с ПАВ не выполаскиваются вообще. Крепче всего держат подобные частички шерстяные, полушерстяные и хлопчатобумажные ткани, где они могут сохраняться до четырех суток.
Латвия одной из первых в Европейском союзе с 1 июня 2010 года запретила ввоз и распространение в стране стиральных порошков, где содержание фосфатов превышает 0,5% от общей массы. На общеевропейском уровне этот запрет вступил в силу только с 30 июня 2013 года. Так что все моющие средства, которые производятся, к примеру, на заводе в Добеле либо ввозятся в нашу страну из–за границы, должны по своему составу соответствовать этому требованию. Для рынка стран Балтии порошки большинства известных марок выпускаются в основном в Польше. Это государство тоже входит в ЕС, поэтому поляки должны директиву соблюдать. Однако Инспекция здоровья Латвии, в чьем ведении находится контроль за реализацией препаратов бытовой химии, никаких лабораторных исследований не проводит, так как это слишком затратно для государственного бюджета. Осуществляется только проверка маркировки на товаре, где состав должен быть указан на латышском языке, и изучаются товарно–транспортные накладные на товар. Поэтому потребитель должен самостоятельно читать упаковку.
Вместо фосфатов теперь нам предлагают смягчать воду цеолитом. Это природное вещество вулканического происхождения. Однако оно не растворяется, а оседает в канализационных трубах и на частичках ткани. В результате одежда становится грубой. Также в состав моющего средства могут входить и другие смягчители, как, например, натрия дисиликат, а также карбоксиметиловый крахмал и т. д. Все эти вещества затрудняют образование накипи на нагревательных элементах стиральных машин. Поэтому думать, что ваш агрегат именно по этой причине выйдет из строя, как нам пытаются внушить псевдомастера из рекламного ролика, не стоит. Также не нужно поддаваться на подобную рекламу и бежать покупать Calgon. Вреда он особого не принесет, но и пользы тоже.
Прочие составляющие
Когда на вашей одежде появились пятна жира либо белковых загрязнителей, к примеру кровь, то тогда их могут отстирать только энзимы. Это биологически активные вещества, способные уничтожить подобные загрязнения. Но они действуют только в холодной или теплой воде — до 40–50 градусов. Поэтому выбирайте соответствующую программу на стиральной машине. Но у энзимов есть неприятная особенность. Они растворяют все белки, которые попались на пути. По этой причине одежду из натурального белка, а это в основном шелк и шерсть, стирать с энзимами запрещается, иначе ткань со временем расползется. Для стирки шерстяных и шелковых тканей нужно применять стиральные порошки, не содержащие вредных для этих волокон добавок. В их составе содержатся только ПАВ, смягчители и ароматизатор.
Помните рекламу, где нам демонстрируют ослепительно белые скатерти. Чтобы достичь этого, применяются отбеливатели. Можно использовать хлор. Но это вещество, применяемое не одно десятилетие, признано небезопасным для здоровья. Его заменила перекись водорода. Она более мягко действует на структуру ткани, что позволяет использовать ее для стирки цветной одежды. Но все чаще создается только иллюзия отбеливания при помощи специальных химикатов. Они так и называются оптическими отбеливателями. Люминесцентные красители (частицы оптического отбеливателя), оседая на ткани, после стирки отражают синие, голубые и фиолетовые лучи из солнечного спектра. И нам кажется, что ткань стала идеально белого цвета.
Что же выбрать?
Удобства, получаемые при использовании стиральных порошков, все–таки перевешивает потенциальный вред здоровью, который они могут принести. К тому же в Европейском союзе все–таки существует жесткий санитарный контроль за их безвредностью. Но все равно надо внимательно изучать состав моющих средств и правильно выбирать программы для стирки на стиральной машины, чтобы можно было как можно тщательнее ополаскивать чистое белье.
8 января 2015. №01