Два-три года терпения. Когда снизятся цены на газ?
Актуальные события комментирует депутат Европарламента Андрис Америкс (Прогрессивный альянс демократов и социалистов).
Нужна ясность
- На пандемию ковида страны Евросоюза сумели дать общий ответ: были и централизованные закупки вакцин, масок, и щедрые дотации всем странам. Можно ли ожидать такой же единой реакции на нынешний энергетический кризис?
- Во время ковида Евросоюз выпустил облигации, которые дали возможность всем странам брать займы на одинаковых условиях. Тогда печатный станок работал на полную мощность, сейчас же он отключен. Установка Евросоюза сегодня принципиально другая: всем придется обходиться теми ресурсами, которые есть.
Хотя ситуация в разных странах сильно отличается. Если, например, в Нидерландах, Германии инфляция менее 10 процентов, то в странах Балтии и Польше она достигает двузначных цифр, а это значит, что цены быстро растут.
В таких условиях остро встает вопрос об ответственности государств, их способности поддержать свое население. Возможности стран ЕС по оказанию социальной помощи очень разные. У стран-доноров они весьма велики. Так, Германия недавно приняла очередной пакет поддержки своих жителей. На пособия, которые должны компенсировать повышение цен на отопление и электричество, государство выделило почти четыре миллиарда евро. Это в четыре раза больше, чем во время пандемии! Что доказывает, насколько серьезно власти оценивают обстановку. Свои программы помощи принимают Испания, Франция, Нидерланды. Предусмотрена и поддержка отраслей промышленности, которые могут оказаться в тяжелом положении из-за роста цен на энергоресурсы.
- То есть помощи из Брюсселя нам ждать не приходится? Что может сделать наше государство, чтобы смягчить ценовой удар? Ведь ресурсы у Латвии весьма ограниченные...
- Даже если бы эта помощь была, не факт, что она нам сильно помогла бы. Ведь в период пандемии Латвия получила около 10 миллиардов евро. И как у нас распорядились этой огромной суммой?
Поляки и литовцы уже построили на границе с Белоруссией забор высотой шесть и четыре метра, а наши, эдакие последние из могикан, еще только берутся за дело, причем латвийский забор будет высотой всего 2,5 метра. Это только один пример, но он красноречивый и говорит о подходе.
Было бы желание, сделать можно многое. Например, заморозить цены на энергоносители, как сделали многие страны. Во Франции тарифы на электричество заморожены уже год назад. Можно снизить НДС.
- Правительство предусмотрело в бюджете около 400 миллионов евро на пособия...
- Пока это чисто теоретический разговор. Да и условия получения социальной помощи запутанные, требуют сложного администрирования.
А самое главное - необходим абсолютно четкий сигнал, понятный каждому предпринимателю, каждому человеку (а ведь все сегодня встревожены) о том, чего им ждать. Чтобы каждый, кто живет в Латвии, мог на основании этой информации принять решение, что делать лично ему. Найти дополнительную работу, съехаться в одну квартиру с родственниками, сдать жилье или строить шалаш в лесу?
Но скоро выборы, и никто из политиков не хочет сообщать людям неприятные новости. Все хотят одного - избраться в следующий Сейм. А там можно будет свалить ответственность на предшественников или на погоду. И вот это отсутствие четкого сигнала мне более всего не нравится в нашей внутренней политике.
Изменить привычки
- На этой неделе пройдет первое после летних каникул пленарное заседание Европарламента. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен выступит со своими предложениями о мерах по преодолению энергокризиса. Какие варианты тут могут быть?
- Прежде всего, речь пойдет о необходимости экономить энергоресурсы, и это коснется каждого из нас. Придется раньше выключать свет на улицах, магазины изменят график работы, чтобы максимально захватывать световой день. В квартирах этой зимой наверняка будет прохладнее.
Об экономии должны серьезно подумать и государственные учреждения. Может быть, два министра могут сидеть в одном кабинете, а лишние помещения можно не отапливать? В Риге министерства и ведомства разбросаны по всему городу, они занимают большие площади, и оплата отопления ляжет на бюджет тяжелым грузом.
- Обсуждается также введение потолка цен на российские нефть и газ. Может быть, в результате этого энергоресурсы подешевеют?
- Думаю, договориться об этом будет нереально. Более реалистичным выходом из ситуации мне представляется завершение ядерной сделки с Ираном, в результате чего будут сняты ограничения с поставок иранской нефти, и это коренным образом изменит мировой рынок. Нефть подешевеет.
Еще одна мера - отвязать цену на нефть от цены на газ. Этими ресурсами будут торговать разные биржи, что также поможет снизить цены. В перспективе...
- Но в ближайшее время широкие европейские проспекты не будут залиты огнями витрин, как мы привыкли?
- Однозначно ясно, что мы сегодня переходим к новой странице истории, и это требует изменения привычного образа жизни. Война, которая идет на Украине, всех нас заставляет затянуть пояса. Ближайшее время станет проверкой: умеем ли мы распоряжаться тем, что имеем?
- Как долго продолжится период высоких цен? Или это уже навсегда?
- То, что сейчас происходит с энергоресурсами, продлится два - максимум три года. За это время будет создана мощная альтернативная система поставок энергоресурсов: и газа, и нефтепродуктов. Дефицит будет преодолен, и рынок успокоится.
Поиск альтернативных поставщиков идет активно, и тут многое уже достигнуто. Наши друзья в Азербайджане много делают для снабжения газом южной Европы. Так, Болгария сегодня практически полностью получает газ из Азербайджана, эта страна на 60 процентов покрывает потребности Италии и часть потребностей Греции. То есть южная Европа, по сути, обеспечена. Ведутся переговоры с Катаром о поставках сжиженного газа.
В Латвии уже установлено огромное количество солнечных батарей, и их вклад в энергетику будет расти. Безвыходных ситуаций не бывает, нужно только набраться терпения.
О евродепутате Андрисе Америксе и прямая связь с ним - https://www.socialistsanddemocrats.eu/meps/ameriks-andris
Ксения ЗАГОРОВСКАЯ.
Подготовлено при поддержке Прогрессивного альянса демократов и социалистов Европарламента.