Общество генерала Петериса Радзиньша в длинном письме цитирует закон «О запрете экспонирования объектов, прославляющих советский и нацистский режимы, и их демонтаже на территории Латвийской Республики» и заявляет, что «Огрская краевая дума, установив памятник Эдгару Каулиньшу в публичном внешнем пространстве, прямо и недвусмысленно прославляет лицо, связанное с властью СССР (оккупационной властью)».
Каулиньш во время Второй мировой войны находился в рядах Красной армии, но он «не был слепым последователем компартии, - воражэает Вейдемане. - Об этом свидетельствует хотя бы то, что во время депортаций 1949 года ни один житель Лиелварде не был отправлен в ссылку, и за это надо сказать спасибо именно Каулиньшу».
Она напоминает, что Каулиньш был крепким хозяйственником, «не строил себе роскошных домов. Колхоз Lāčplēsis устраивал такие празднования Янова дня, что к ним приезжали не только творческие люди, но и руководители компартии». А когда он скончался в январе 1979 года, «на похороны приехали тысячи людей». Словом, «Каулиньш заслужил памятник», - делает вывод Вейдемане. И завершает свою колонку так:
«Желаю различным обществам, политическим группам и другим структурам... понять, что партийная принадлежность не всегда является знаком совершенства или, наоборот, знаком позора, а светлое будущее не следует начинать с отрицания прошлого — пусть зачастую и противоречивого».
Надо же, для того, чтобы прийти к этой нехитрой мысли, потребовалась ситуация, очень напоминающая черный анекдот, в котором мужика выгнали из гестапо за жестокость.
Кстати. о птичках. Тут президент Левитс напоследок призывал Сейм принять закон о предотвращении прославления русификации. А то, говорит, до сих пор в Латвии налицо "большое количество названий улиц и географических названий, которые напоминают о второстепенных деятелях советской оккупации, местных коллаборационистах или иным образом явно ассоциируются с Советским Союзом или царской Россией».
Царскую, заметьте, тоже харам. Но тут вот какое дело: может Общество генерала Радзиньша и не в курсе, но вообще то в 1898-1917 гг. Петерис (тогда Петр Андреевич) Радзиньш служил в царской армии, участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах, награжден пятью царскими орденами. Последнее воинское звание в русской императорской армии – подполковник. Интересно, а общество не боится, что при таких темпах борьбы с русификацией ему самому придется защищать генерала от еще более радикальных борцов?
Фото: Youtube.