Источником финансирования программы исследований был национальный бюджет, а точнее его статья на "Непредвиденные расходы". Всего было проведено 10 исследований и новых в МОН пока не планируют. Примечательно, что рассказать о результатах этих научных работ и их практическом применении в МОН так и не смогли. Сославшись на то, что сотни и даже тысячи станиц исследований по запросу может изучить любой желающий.
Ранее заявлялось, что целью этих исследований является предоставление комплексной и междисциплинарной оценки воздействия пандемии Covid-19 на экономику Латвии. Ученые должны были дать научно обоснованные и инновационные междисциплинарные политические рекомендации для лучшего решения проблем, вызванных пандемией, для устойчивого и инклюзивного экономического развития Латвии.
"Результаты ожидались такие:
1. критическая оценка текущего политического подхода к смягчению ущерба, нанесенного пандемией;
2. сценарии будущего направления экономического развития Латвии с учетом внутренней социальной и международной политической динамики;
3. новый набор научно обоснованных и действенных рекомендаций для политиков.
"Все ясно, не так ли? Если бы результаты этих исследований были внедрены, использованы, интегрированы в экономику, нашему премьер-министру Кариньшу не пришлось бы больше нести бред про умную реиндустриализацию, повышение пенсионного возраста и изменение принципов миграции. Но наша страна, как шутят, отстает от других стран, увеличивая скорость. Как говорили мудрецы древности: когда падаешь в пропасть, на пути становится все меньше остановок...", - пишет Вейдемане.
Публицист привела пример одного из исследований, которым руководила профессор ЛУ Инна Штейнбука. Его название: "Экономические, политические и правовые рамки для сохранения потенциала латвийской экономики и повышения конкурентоспособности после пандемического кризиса". Ожидалось, что исследование будет закончено к 31 марта. Его финансирование составило 495 000 евро, в том числе 50 000 евро Университету им. П. Страдиня.
"Этот проект также, несомненно, внесет значительный вклад. Он обещал следующие перспективы: "Результаты проекта: (1) критическая оценка существующих политических подходов к смягчению ущерба, нанесенного пандемией; (2) сценарии будущего направления экономического развития Латвии с учетом внутренней социальной и международной политической динамики; (3) новый набор научно обоснованных и действенных политических рекомендаций для политиков".
Однако в Интернете появились черновики некоторых проектов, в том числе и этого. В нем был подпроект "Реструктуризация и повышение устойчивости местных продовольственных цепочек в кризисной и посткризисной Латвии". Содержащиеся в нем технологические карты приготовления пищи вызвали бурные дискуссии о целесообразности финансирования этого проекта. Было довольно забавно читать, как приготовить овощной салат - огурцы плюс помидоры, порезать, подать...
Эти технологические карты недолго продержались в Интернете: они быстро исчезли, потому что скандал был довольно громким. Но таких "рецептов" было достаточно много - около 30. Сколько денег ушло из кошельков налогоплательщиков на изучение салатов?", - шутит Вейдемане.
Остается один вопрос, пишет публицист, выяснить, кто из министров выдел эти исследования и стал использовать их в работе или в народном хозяйстве.
"Что используется из этих исследований в нашей сегодняшней экономике, здравоохранении и других областях, пострадавших от пандемии? Какова финансовая, экономическая и моральная выгода от вложения 5 миллионов евро в исследования различных ученых, одно за другим являющихся просто "исследованиями"? Боюсь, что даже Кришьянис Кариньш и вся когорта его министров не смогут ответить на эти вопросы. Сегодня они, наверное, и в глаза не видели подобных исследований. Но ведь тогда, во времена ковида, у нас было столько денег, сколько никогда не было, не так ли?"