Со страной, во главе которой стоит «нелегитимный президент Александр Лукашенко», как назвал его латвийский политик, отношения «абсолютно минимизированы». Однако между Ригой и Минском по–прежнему наличествует свыше 30 договоров и соглашений. С этим надо что-то делать.
Запретный плод
Как известно, с апреля Минск открыл границу для граждан и неграждан Балтии. "Едут люди, и не один человек, и не два", — констатировал зампред комиссии Атис Лейиньш ("Новое Единство"). Но национальная дипломатия не оценила гостеприимство:
— Мы по–прежнему строго настаиваем на том, что нашим людям не стоит отправляться в Беларусь! — заявила парламентский секретарь МИД Занда Калниня–Лукашевича. По ее мнению, в РБ "не то скажешь, не так посмотришь — попадешь в следственный изолятор". А возможности консульской помощи со стороны внешнеполитического ведомства Латвии ограничены.
Госпожу Калниню–Лукашевичу поражает легкомыслие некоторых наших предпринимателей, ведь находятся и такие, что организовали поездку в белорусский санаторий.
— Не нужно ездить в экскурсии ни в Беларусь, ни в Россию.
Опять по шпалам
Затем комиссия сейма приступила к пересмотру договорной базы с РБ.
Первым выступил Марис Айзстраутс, замначальника железнодорожного отдела минсообщения, представивший действующее межправительственное соглашение Латвии и Беларуси о международном железнодорожном сообщении.
Янис Домбрава (Национальное объединение) высказал гипотезу, что в грузовом составе на территорию ЛР могут проникнуть люди и техника, "опасные для национальной безопасности".
Господин Айзстраутс сообщил, что поезда приходят на станции приема, находящиеся в нескольких десятках км в глубине Латвии. Депутат Домбрава предложил, чтобы в годину агрессивной войны контроль поездов проводился прямо на границе.
Представитель минсообщения высказался в том смысле, что так можно, если построим станцию у рубежа. С другой стороны, через белорусские железные дороги в ЛР направляется транзит из Украины и Молдовы, хотя их объем и упал.
— Это ненормальная ситуация, когда поезд без проверки может докатить до Резекне, — заявил Я. Домбрава.
Тем не менее расторжения соглашения комиссия не потребовала, так же как и межправительственных договоров о сотрудничестве в предотвращении ядерных инцидентов, о поиске и спасении гражданских воздушных судов.
А вот меморандум взаимопонимания премьеров двух стран о главных направлениях экономического сотрудничества, несмотря на то что он автоматически потерял бы силу в феврале 2023 года, минэкономики ЛР порекомендовал бы денонсировать. З. Калниня–Лукашевича отметила, что данный документ не международно–правовой документ, поэтому его можно просто расторгнуть, предупредив вторую сторону за три месяца.
Всё оборвать не получается
МИД ЛР выступил инициатором денонсации латвийско–белорусского соглашения об облегченных поездках жителей двух стран, проживающих в погранзоне. Со стороны Беларуси такой привилегией по–прежнему пользуются 550 человек. "С нашей стороны подготовлены документы", — сказала парламентский секретарь.
Что касается автомобильных грузоперевозок, то латвийские перевозчики по–прежнему направляются с грузами в Беларусь (сопредельная страна не имеет такого права!), объем упал на треть, но жалоб нет. Также работают два ежедневных автобусных маршрута в Минск и четыре в неделю в Витебск.
— Где тот час X, когда мы прервем наземное сообщение с Россией и Беларусью? — вопрошал Янис Домбрава. — Для этого должно произойти нападение на страну НАТО, применение ядерного оружия или распад России, после чего десять миллионов человек двинутся в Европу?
Тем не менее и межправительственное соглашение об автоперевозках от 2014 года устояло. МВД ЛР попросило также не трогать договор о пограничном режиме, даже несмотря на чрезвычайно трудную коммуникацию с белорусскими зелеными фуражками. Министерство благосостояния рекомендовало продолжить взаимную выплату пенсий.
Что касается последнего вопроса, то Я. Домбрава предложил всем, кто получает деньги от А. Лукашенко, переехать наконец в Беларусь. Но договор об этом заключить невозможно — президента–то ЛР не признает!