Обитатели многоквартирной девятиэтажки встали с плакатами перед офисом компании Ventspils nami. Она ведала их домом 17 лет подряд. Претензий к управляющим накопилось много — например, дымовые детекторы, установленные в подъездах, клиенты сочли слишком дорогими: каждый прибор обошелся в 43 евро. И в целом им непонятно, куда и как тратятся собранные на хозяйство деньги.
«Почему вы ходите этот дом удержать за собой? Лично я как жилец этого не понимаю. Если мы, по-вашему, плохие — не платим, копим долги, почему бы вам просто не уйти? В чем ваша выгода?»
— говорит один из жильцов Эгил Крейслерс.
Его соседка Виргиния Круминя добавляет:
«Мне не всё равно, что у меня в подъезде течет водопровод. Два дня я без горячей волы, потом два дня — с мутной коричневой водой. Мне за это приходится платить. Но было бы хоть всё это сделано вовремя... Но не сделали ни вчера, ни позавчера».
Закон об управлении жилым домами гласит, что смена управляющей компании может состояться, если за это проголосовало больше половины квартировладельцев. Но так как во время пандемии не имелось возможности провести общее собрание как положено — ограничились опросом.
В Ventspils nami считают, что опрос был незаконным:
«На некоторых квартировладельцев производилось давление. К ним домой приходили и не уходили, пока не поставят подпись, где нужно», — утверждает председатель правления SIA Ventspils nami Михаил Чернявский.
Когда квартировладельцы заключили договор с новым домоуправлением Pārvaldnieks V, и здание было обследовано, им рассказали о плохом техническом состоянии дома: не утепленных трубах отопления, текущей канализации, нечищеных вентиляционных шахтах и тому подобном.
«В первую очередь ведь не подъезды красить нужно, а привести в технический порядок. Чтобы действительно можно было перекрыть один стояк водопровода и чтобы остальных даже не беспокоило, что в соседнем подъезде происходит ремонт», — пояснил председатель правления SIA Pārvaldnieks V Сергей Быков.
Теперь, поскольку расторгнуть договор с Ventspils nami не удалось, жильцы вынуждены платить обеим фирмам. Часть квартировладельцев платит новому домоуправлению, часть — решили не платить вообще, пока ситуация не прояснится. Виргиния Круминя подчеркивает, что не доверяет прежним управляющим:
«Они нам за столько лет ни смету на ремонт, ни договор не показали, ничего. Мы согласны платить свои долги, но покажите, нет ли там приписок».
В Госполиции получено уже несколько заявлений от недовольных жильцов о возможных нарушениях закона со стороны домоуправления, и стражи порядка теперь оценивают, был ли в его действиях состав преступления.