"Санкции против России — не совершенный инструмент, но, по сути, единственно возможный. И даже если от этих санкций приходится страдать также европейцам, мы не можем их отменить, пока Россия не откажется от своей агрессивной политики», — сказал в интервью генеральный секретарь Парламентской ассамблеи НАТО, депутат парламента Италии Паоло Алли. Андис Седлениекс из газеты Diena побеседовал с г-ном Алли, перевод Иносми.
Diena: Расскажите в нескольких словах о себе и о целях вашего визита в Латвию.
Паоло Алли: В прошлом году в Стамбуле я был избран президентом Парламентской ассамблеи НАТО и стал первым представителем Италии на этой должности за 55 лет. Ассамблея — это политическое крыло Североатлантического альянса, в ее составе 265 представителей парламентов 29 стран-членов НАТО, в том числе, разумеется, и Латвии. В ассамблее также сто дополнительных членов из государств, которые не входят в НАТО, но являются нашими партнерами и обеспечивают альянсу какие-либо услуги, это представители Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Ирака и других стран.
Так как я депутат парламента Италии, член комитета по международным делам и вопросам Европейского союза, то получилось так, что в Латвию я прибыл сразу по нескольким причинам. Я представлял министерство обороны Италии на состоявшемся на базе в Адажи мероприятии, приму участие в Рижской конференции (ежегодный проходящий в Риге форум по международной политике и безопасности; беседа состоялась за день до начала конференции — прим. авт.), где я буду одним из ораторов на первой панельной дискуссии. Также я прибыл в Ригу, чтобы представить Милан как кандидатуру для штаб-квартиры Европейского медицинского агентства.
— Касательно последнего пункта — в таких случаях традиционно ведутся переговоры об обмене между государствами поддержкой в разных вопросах, поддержкой кандидатам на различные должности. Можете немного приоткрыть завесу этих переговоров?
— Именно в данный момент я не могу дать конкретный ответ, потому что этот вопрос еще не обсуждался, но если Латвия заинтересована в продвижении своих представителей на некоторые должности, мы будем говорить с вашими должностными лицами об обмене поддержкой.
В то же время мне хочется подчеркнуть, что Италия в целом очень заинтересована в хороших и крепких отношениях с Латвией на разных уровнях. Это экономический уровень, уровень политических институтов, стратегический уровень. К примеру, мы знаем, что внешняя граница Италии это внешняя граница Европейского союза, на которой сейчас проблемы из-за иммиграции. Точно так же мы внешнюю границу Латвии считаем внешней границей всего ЕС и готовы оказать вам всю возможную помощь в важных для Латвии вопросах, в особенности в отношениях с таким соседом, как Россия. И, разумеется, и Италии, и НАТО очень важен геополитический опыт Латвии.
— Что вы скажете на Рижской конференции? Каковы сейчас, на ваш взгляд, главные приоритеты НАТО?
— Такие конференции всегда важны как место обмена мнениями. Конкретно сейчас это возможность обсудить перспективы НАТО на будущий год. Как вам известно, у нас была определенная обеспокоенность в связи с позицией новой администрации США по отношению к НАТО, но я думаю, что сейчас эта дискуссия закрыта, потому что президент США Дональд Трамп заявил, что НАТО это абсолют, он изменил свою точку зрения.
Что касается приоритетов, то я считаю, что для НАТО сейчас актуальны два направления: восточное крыло альянса, отношения с Россией, которые очень актуальны также для Латвии, и южное крыло, где различные риски создают Африка, Ближний Восток. Это относится не только к иммиграции, но и к угрозе терроризма. Я не сомневаюсь, что НАТО должна уделять усиленное внимание этим двум направлениям — восточному и южному, не забывая в то же время, к примеру, о Северной Корее. Ситуация на Корейском полуострове сейчас очень сложная и напряженная, и это может отразиться на Европе. Мы не должны забывать, что непосредственным соседом Северной Кореи является Россия, которая граничит также с несколькими странами Североатлантического альянса, европейскими странами. И агрессивность России негативно влияет не только на вас, государства Балтии, но и на остальных ее соседей в других частях Земного шара.
— В то же время в отдельных европейских странах, включая Италию, достаточно много сторонников мнения о необходимости нормализации отношений с Россией. В качестве аргумента обычно используется факт, что политика взаимных санкций создает значительные убытки для бизнеса…
— Моя позиция по этому вопросу однозначна.
Санкции против России — не совершенный инструмент, но, по сути, единственно возможный.
И даже если от этих санкций приходится страдать также европейцам, мы не можем их отменить, пока Россия не откажется от своей агрессивной политики, в противном случае это будет означать легитимацию реализованных Россией нарушений международного права. Я понимаю, что многим предпринимателям это создает проблемы, и итальянский бизнес также терпит убытки, в особенности в северо-восточных регионах нашей страны, у которых традиционно было широкое экономическое сотрудничество с Россией. Но сейчас экономика адаптировалась к новым условиям. Если Путин изменит позицию по конфликтам на Украине, в Грузии и по всем так называемым замороженным конфликтам на восточной границе Европы, это будет весомая причина для начала рассмотрения возможностей отмены санкций. В данный момент это невозможно.
В то же время я считаю, что намного большую проблему, чем санкции, режиму Путина создает падение цен на нефть, потому что экономика России на 50% опирается на экспорт энергоресурсов. Падение цен на нефть создало серьезные трудности в России, проблема которой не только санкции, но и факт, что у русских больше нет денег на различные расходы.
Это, к примеру, хорошо видно в Италии, которая прежде продавала России большие объемы дорогих модных товаров. Сейчас в Италии намного меньше, чем раньше, туристов из России, и они существенно меньше тратят, потому что у них просто нет денег.
Я считаю, что ситуация внутри России становится все проблематичнее, и по этой причине Путин, которому в будущем году предстоят президентские выборы, развертывает в отношении зарубежных стран все более агрессивную риторику, пытаясь таким образом отвлечь внимание от внутриполитических проблем.
Но я не могу сказать, как долго он сможет поддерживать соответствующий риторике уровень затрат, например, на такие военные учения, как «Запад-2017».