"Руководство белорусского государственного предприятия «Белнефтехим» на днях официально признало, что его экспорт будет переориентирован с портов Балтии на Россию. Изменения в экспортных потоках ожидаются уже в этом году, в свою очередь, в следующем году порты государств Балтии — Латвии и Литвы — в общей сложности потеряют около миллиона тонн грузов." - пишет Андис Седлениекс в газете Diena.
Белнефтехим — одно из крупнейших предприятий Белоруссии, которое производит более 500 изделий разного наименования. Потеря экспорта этого предприятия — очень неприятный сигнал, потому что ясно: примеру государственного концерна в скором будущем последует также большинство остальных экспортеров. Несмотря на ряд нюансов, в частности, есть продукция, экспортировать которую через Россию невозможно из-за нехватки или отсутствия мощностей, общая тенденция очевидна. Уход белорусского экспорта из портов Латвии и Литвы — это решенный на политическом уровне вопрос, к тому же, дискутировать о справедливости или несправедливости в данном случае нет особого смысла.
Межгосударственные отношения — это очень комплексное мероприятие, совокупность множества обстоятельств и ситуаций, поэтому в лучшем случае странно считать, что выступление стран Балтии против каких-либо планов официального Минска (например, против строительства атомной электростанции) никак не отразится на действиях нашего соседа. Тем более потому, что ни Европейский союз, ни государства Балтии в отдельности не являются главными стратегическими партнерами Белоруссии.
В результате складывается ситуация, когда балтийские страны в целом и Латвия в частности не просто теряют, а драматично теряют одну из своих главных привлекательных характеристик — статус транзитного государства.
Самым неприятным в этом случае является факт, что неясно, возможно ли вообще изменить ситуацию в пользу стран Балтии и не только в смысле экспорта нефтепродуктов из Белоруссии. Большая часть промышленной отрасли нашего соседа в основном зависит от России, и если из Москвы звучат настойчивые просьбы, которые в действительности уже не просьбы, а требования, то Белоруссия просто не в состоянии отказать. Это возможно единственно при условии, если предложение государств Балтии будет не выгодным, а во много раз выгоднее, чем предложение России, что не кажется реальным. Как бы мы ни старались, не будет такого экономического предложения, которое перевесит политические плюсы.
Уход транзита имеет еще одну теневую сторону. Как бы много ни говорилось о привлечении железнодорожных грузов из Китая в латвийские порты, эти грузы в любом случае будут перевозиться через Россию, к тому же, не просто перевозиться, а преодолевать большую часть пути в Европу по территории нашего большого соседа, и с этим нужно считаться.
Теоретически, конечно, можно добиться, чтобы грузы направлялись в порты нашей страны. Необходимо единственно уменьшить обороты политической риторики и надеяться, что по другую сторону восточной границы забудут то, что было наговорено во время политической конфронтации. Правда это только теория, потому что на практике, в особенности в предвыборной атмосфере, такая идея уже сама по себе кажется невероятной.