В начале лета дети были отняты у отца при помощи полиции, судебных исполнителей, сиротского суда и медиков, и отправлены к маме в Великобританию, где, сейчас и живут, хотя по свидетельству психолога и психиатра, по крайней мере дочь не хочет жить с мамой, которая якобы пренебрегает ребенком и плохо относится к девочке.
Другие доказательства тоже заставляют усомниться в том, была ли отправка детей к матери проведена в интересах несовершеннолетних. И сделала ли Латвия все, чтобы защитить ребят?
Рассказ отца
Марцис рассказывает о своей семье со слезами на глазах. В 2008 году он познакомился в Англии с Лигой. В 2009 у них родилась Эльза. Пара начала ссорится. Мать не хотела кормить дочь грудью. Позже, когда ребенка нужно было водить в детский сад и в школу, женщина стала пренебрегать этими обязанностями.
«Я работал в сельском хозяйстве, рано уходил на работу. Мне приходилось звонить утром жене, чтобы разбудить, потом звонить в обед, чтобы она не забыла забрать ребенка», - рассказывает отец.
Жена не готовила для семьи. Устраивала вечеринки с друзьями в отсутствии мужа.
Но был момент, когда отношения у пары наладились. И в 2015 году на свет появился сын. Жена не хотела рожать еще одного ребенка, но муж ее уговорил. После рождения мальчика у жены начались проблемы с алкоголем.
Мальчик родился с врожденными патологиями. Язык был неотделим от нижнего неба. Два пальца на одной ноге росли вовнутрь. Лигу эти проблемы не интересовали. Она проводила все время в соцсетях, не оставляла телефон, даже когда кормила ребенка. В итоге воспитанием сына занялась свекровь. А отношения у пары совершенно разладились. Марцису рассказали, что жену видели в городе целующейся с дугой женщиной.
В августе 2015 года Лига бросила Марциса со словами: «Хочу быть свободной, детей можешь оставить себе. Жена подписала документ о том, что оставляет детей мужу. И до ноября этого года не интересовалась судьбой своих отпрысков. Алиментов тоже не платила. Дочь ха все это время даже не спросила, где ее мать, потому что у них не было хороших отношений.
В ноябре Марцис узнал, что Лига подала на него в суд. Обвинила в том, что он не дает ей встречаться с детьми. По словам Марциса она об этом даже ни разу не просила. Суд решил, что дети будут жить с Марцисом, но у Лиги будет право с ними видеться.
Однако дети не хотели видеть маму. Жаловались, что боятся ее нового кавалера. В доме нечего есть, мама пьет, бьет их и ставит в угол. Лига несколько раз звонила Марцису и жаловалась, что не справляется с детьми.
Периодически женщина угрожала отнять детей. Говорила, что тогда сможет жить в Англии на пособия. Но свои свидания с детьми она часто пропускала, то якобы по болезни, то из-за работы. Однажды она взяла детей с собой на работу в гостиницу и заперла их там на балконе. Муж пожаловался в социальные службы Англии, но те не отреагировали, поэтому Марцис летом прошлого года забрал их в Латвию. Мать им даже ни разу не позвонила.
«Сначала в Латвию с Оскаром приехала моя мама. Сыну была нужна операция и консультация логопеда. В Англии нет нормального медицинского ухода. Ножки с самого начала в Латвии пытались поправить с помощью физиотерапии. Но не получилось. И на август назначили операцию, если только Оскар вернется в Латвию. Думаю, что Лига его на операцию не повезет», - рассказывает Марис.
Так же отец обеспокоен тем, что дети дома у матери недоедают. Эльза вернувшись от мамы, из Англии, весила в 10 лет 21 кг (норма для девочек такого возраста – 30 кг). За год жизни в Латвии она набрала недостающие 7 кг.
Официальный развод с Лигой состоялся в 2017 году. В Латвии Марцис женился снова, на Майрите, которую дети уже через две недели стали называть мамой. Пока дети были в Латвии, Марцис получал деньги от Гарантийного фонда на содержание, потому что Лига алименты не платила.
Только вернувшись в Латвию Эльза рассказала отцу, что Лига не только физически ее наказывала, но в ее отношении, возможно, было совершено сексуальное насилие.
Марцис обратился в Талсинский сиротский суд с обвинениями против Лиги, но суд не принял факты к сведению. Когда Лига подала в суд, что ей мешают встречаться с детьми, Сиротский суд встал на ее сторону. Во внимание не был принят тот факт, что дети с самого начала растились отцом, и что суд Великобритании доверил опекунство Марцису.
Когда за девочкой пришли в школу, ребенок так не хотел идти к матери, что прятался в туалете.
«Где сейчас находятся дети, я не знаю. Сиротский суд сказал, что я больше не имею на это право. Когда звонил детям, ответила Лига и сказала, что дети со мною больше не хотят разговаривать. Прислала даже видео, на котором дети так сказали», - плачет отец.
Рассказ Лиги
Лига прожила в Англии уже 15-16 лет. В этой стране родились ее дети. По словам женщины, от Марциса она ушла из-за разногласий, а детей не взяла с собой, потому что не могла обеспечить им соответствующих условий.
«Договорились, что Марцис позже мне их отдаст, но он этого не сделал. У меня посменная работы, но когда были выходные, я всегда ехала к детям, но Марцис постоянно находил поводы не давать мне с ними видется. Да, иногда я не оговаривала заранее время, но это было из-за работы», - говорит Лига.
Только когда Марцис решил вернуться в Латвию, он стал идти навстречу.
«Я нигде детей не запирала. У Эльзы маленький вес, потому что я сама очень худая. Это врожденное. Дети всегда ели, сколько хотели и когда хотели! Я не принебрегала ими. Я ни алкоголичка и не наркоманка, как называет меня Марцис», - возмущена женщина.
По ее словам, муж просто обижен на нее за то, что она от него ушла.
«Я согласилась на то, чтобы он увез Оскара в Латвию, но с ними поехала и Эльза, а мы договаривались, что дочь будет жить со мной. Он промыл ей мозги. Положил ее в психиатрическую клинику, только чтоб не отдавать мне. Была речь, что дети попадут в кризисный центр, откуда смогу их забрать. И в тот день, когда детей должны были перевезти в кризисный центр – положила в больницу», - рассказывает мать.
По ее словам, она звонила детям, но все время натыкалась на свекровь. (Марцис признался, что в 2019 году, когда узнал о возможном сексуальном насилии по отношению к дочери, действительно запретил телефонные разговоры с матерью, потому что так посоветовал сделать адвокат и дети не хотели разговаривать с Лигой».
«Я никогда не причиняла зла детям, ни сыну, ни дочери. Не сексуально, никак иначе. В полицию было подано однажды заявление, но меня не осудили. Все это Марцис придумал, чтобы увезти детей в Латвию. Да, когда детей забирали от Марциса, они плакали, но не потому, что не хотели ко мне, просто там все ругались, было ненормально, в присутствии детей семья Марциса ругала меня последними словами», - говорит Лига.
Она потребовала через суд в Англии, чтобы опеку над детьми полностью отдали ей. Она считает, что у нее детям будет намного лучше. Отпрысков женщина забирает не ради пособия, по ее словам 137 фунтов – недостаточно большая для этого сумма.
По словам матери, Марцис стал заниматься здоровьем сына только когда начались судебные разбирательства. От мальчика она не отказывалась, а документ, который она подписала, якобы освобождает ее от алиментов, потому что, согласно этой бумаге, один ребенок должен быть у нее, второй у Марциса. Когда оба ребенка жили с Марцисом, алименты она не платила, потому что по ее словам, Эльзу увезли незаконно.
В завершении телефонного разговора с журналистами Лига поставила телефон на громкую связи и спросила Эльзу, делала ли она ей что-то плохое. Девочка ответила – «Нет». На вопрос, нравится ли ей в Англии, ребенок ответил утвердительно.
Травматичное отлучение от отца
Ответы девочки удивляют. Отец снял на видео то, как у него забирали детей. Эльза хватала жену Марциса за руку, Оскарс прятался за Майритой. Потом ухватился за бабушку. Оба ребенка плакали. Эльза говорила, что не хочет к маме, потому что мама ее бьет.
Психолог присутствовала при этом, но не вмешивалась. Детей пыталась успокоить только полицейская. А работники сиротского суда встали стеной между детьми и родственниками Марциса.
А что же суд?
Бумага, о которой шла речь в этом рассказе, действительно делит детей – Эльзу маме, Оскара папе. Поэтому когда мать сообщила, что ребенка у нее забрали незаконно, сиротский суд стал рассматривать дело, в результате чего, согласно Гаагской конвенции, постановил, что дети должны вернуться в страну, из которой из вывезли.
Марцис планирует на суде 24 июня продемонстрировать видео, как у него забирали сына и дочь. Кроме того, по факту возможного сексуального насилия над дочерью был начат уголовный процесс, который за семь месяцев так никуда и не продвинулся, но наличие которого при распределении прав на детей будет учитывать суд.