- Наш премьер Кариньш (филолог по образованию) считает, что это большая возможность для поднятия благосостояния Латвии! Мол, латвийские компании скоро начнут создавать в «зеленой» области инновации и новые производства. Разберемся?
Первое. «Зеленая сделка» означает жесткие требования и обязательства в ряде областей - и, в первую очередь, в области уменьшения эмиссий CO2. Это затронет многие отрасли, особенно промышленность, энергетику, транспорт, сельское хозяйство. С точки зрения любого производства, уменьшение эмиссий значит ИЗДЕРЖКИ!
Представьте себе, как директор какого-нибудь завода рапортует своим акционерам: «Мы заключили очень выгодную «зеленую сделку» - нам нужно инвестировать в более дорогие очистительные сооружения. Но это увеличит нашу прибыльность, потому что мы теперь сами начнем производить эти самые зеленые сооружения!»
Я думаю, что этот директор будет уволен до того, как успеет закончить последнее предложение.
Более профессиональные правительства отреагировали понятно. Например, польский министр энергетики назвал план достижения климато-нейтральности к 2050 «фантазией», и оценил, что польской энергетике он обойдется в триллион евро.
Можно вспомнить, что будучи министром экономики в 2004-2006 году, тот же Кариньш (будучи тем же филологом по образованию) продвигал идею того, что впоследствии стало известно как OIK (или КОЗ) - с похожими аргументами. И что? С тех пор жители Латвии на субсидии OIK потратили значительно больше двух миллиардов евро!
В результате в Латвии появилось серьезное производство ветряных генераторов, солнечных батарей? Нет, конечно.
И откуда появиться инновациям и серьезному производству? Можно поверить, что это возможность для Финляндии, которая на науку каждый год тратит около 2 миллиардов евро! И очень сложно поверить, что такое возможно в Латвии, которая на науку тратит всего 50 миллионов евро.
В данной ситуации разумное правительство должно было еще вчера понять, какими издержками для экономики и жителей чревата «зеленая сделка», и как преодолевать это с минимальными затратами. А не заниматься филологией и не витать в облаках.
Ина Ошкая.