Из-за возможных случаев мошенничества с компонентом обязательной закупки (OIK) бремя затрат для конечных потребителей электроэнергии может необоснованно вырасти на несколько миллионов евро в год, заявил в интервью Rus.db.lv депутат Сейма Ивар Зариньш, назвав это крупнейшим скандалом и разворовыванием страны. По его словам, уже с самого начала выдача разрешений была политически прикрытой аферой.
Расскажите об истории скандала с ОIK.
Все началось с требований ЕС о том, что до 2020 года доля энергии, получаемой из возобновляемых ресурсов, должна быть повышена до 20% от общего производства энергии. Латвия выдвинула для себя еще более амбициозную цель - 40%.
Вопреки тому, что больше всего энергии в Латвии уходит на отопление, государство решило достичь этой цели в производстве электроэнергии.
Надо добавить, что для использования возобновляемых ресурсов в производстве электроэнергии нужны очень большие субсидии, в отличие от теплоэнергии, где уже есть налаженные технологии и никакой дополнительной поддержки не потребовалось бы.
Было ли этому какое-то пояснение?
Пояснения не было. О политическом прикрытии аферы свидетельствует и то, как разрабатывалось нормативное регулирование - в законе нет принципов формирования поддержки, зато ясно установлено, кто и как за все платит. Далее последовали правила Кабинета министров, которые удобно интерпретировало Министерство экономики, предусматривая несоразмерно щедрые схемы поддержки.
Все это время министерство почти никак не контролировало выданные разрешения, ограничиваясь формальной проверкой поданных документов.
После того, как журналисты обнаружили мошеннические сделки, министерство свалило вину на Sadales tīklus (ST), сославшись на правила Комиссии по регулированию общественных услуг, которые с OIK никак не связаны. ST свои обязанности выполнило, проверив станции, но оно не проверяло строиительство, производство тепла и др.
Именно Минэкономики признало, что введение этих мощностей произошло согласно разрешению, поэтому, если это действительно мошенничество, то само министерство им и занималось, утверждая, что коммерсант, который ничего не выполнил, выполнил всё. В год такая станция получает примерно миллион евро, соответственно, 10 млн за 10 лет.