«В нашей стране сейчас бушует пандемия невакцинированных людей. По последним данным — примерно 80% от всех инфицированных — без прививок», — объявил стране премьер Кришьянис Кариньш.
Вот почему с 11 октября появились зеленые и красные зоны. Разница заражаемости между вакцинированными и невакцинированными была наглядной долго, вплоть до 44-й недели года, до середины ноября.
А вот что случилось потом. Это презентация Минздрава. К методике расчёта у аналитиков есть свои претензии, график этот они называют неточным, но тенденцию он показывает. С середины ноября разница заражений между вакцинированными и невакцинированными стала сокращаться. Какое-то время шли практически параллельными курсами и в конце года кривые сблизились максимально. Разница видна только у тех, кто сделал третью вакцину. Что же случилось?
Глава Всемирной организации здравоохранения Тедрос Адханом Гебрейесус сделал заявление: «На прошлой неделе ВОЗ было сообщено о более чем 15 миллионов новых случаев Covid-19 и это самый высокий показатель за неделю. При этом мы понимаем, что эти цифры неполные. Этот взрыв инфекции объясняется вариантом «омикрон». Который быстро замещает штамм дельту практически во всех странах».
Он заразнее. Он обманывает тесты. Против него не так эффективны прививки. Помогает только бустерная прививка. Улучшенные вакцины обещают к марту. Это всё, что уже официально говорят об омикроне. Он уже спутал все карты.
Эпидемиолог Никита Троянский прогнозирует, что совсем омикрон-штамм станет или уже стал доминировать в Латвии, вытеснив дельту.
Тогда возникает вопрос: если омикрон пробил защитную систему зелёных зон, то в какой в них смысл? И первым в Сейме этот вопрос поднял депутат Эдгарc Таварс. Об этом же заявляли и управляющие крупных торговых центров. Какой смысл в зонах?
«Как я понял из сказанного эпидемиологами, этой зимой все, кто ещё не получил омикрон, его получат, потому что он особенно заразный. Так вот с нашей точки зрения, с точки зрения здравого смысла получается: если омикрон-штамм такой липкий и одинаково касается вакцинированных и не вакцинированных, то нет значения в этом разделении, но есть значение в том, чтобы человек использовал правильные маски, в том, какие меры безопасности в местах скопления людей. Ну вот поэтому и возникает логичный вопрос — почему мы сохраняем разделение на красные и зелёные зоны?», — рассуждает глава Альянса девелоперов Мартиньш Ванагс.
А тем временем 19 января премьер-министр Великобритании Борис Джонсон заявляет, что с четверга следующей недели обязательные сертификаты в стране будут отменены, правительство больше не будет просить работать людей дома. Кроме того, больше не будет и требовать носить маски.
Речь премьера заметили и в латвийских соцсетях, мол, чем мы хуже? Злые языки, правда, говорят, что Джонсон отменой ограничений пытается отвлечь внимание от скандала — СМИ узнали, что премьер во время жёстких ограничений участвовал в вечеринках своей партии. Но и в целом ситуация в Великобритании отличается от нашей. Там заболеваемость достигла пика в начале января — сразу 218 тысяч случаев. Но затем начался резкий спад и случаев заражения, и смертей. Показатели идут вниз.
У нас — 3706 случаев во вторник, 5082 — в среду, 4885 — в четверг. Взлёт продолжается.
О том работают или не работают вакцины, стоит всё же оценивать не по тому, как заражаются люди. А потому как они попадают в больницы. В четверг 20 января Латвия установила исторический рекорд по двухнедельной заболеваемости 1895 случаев на 100 тыс. случаев (21 января кумулятивная 14-дневная заболеваемость выросла до 2111,4 случая - прим.ред.). Прошлый рекорд мы поставили в 30 октября прошлого года. Тогда в больницах было в общей сложности 1464 человека. Сейчас — 663. Тоже ничего хорошего. Но всё же в два с лишним раза меньше, чем осенью.
«При ограниченном числе медперсонала и мощностях больниц нет оснований для пересмотра мер безопасности. Сейчас (при более 5 тысяч случаев в день) ситуация в больницах ещё стабильна, но, если или когда пациентов с Covid-19 будет больше 800, Министерство здравоохранения предложит правительству дополнительные меры безопасности, ограничивающие контакты.
У нас ещё по-прежнему 100 тысяч невакцинированных сениоров и 500 тысяч человек, которым полагается бустерная вакцина. Вакцинированные, а особенно бустерной дозой, реже заражаются и легче болеют, поэтому более защищены, а, значит, логика зелёных и красных зон сохраняется. После преодоления волны омикрона и улучшения ситуации меры безопасности, конечно, можно пересмотреть», — пояснила советница министра здравоохранения Ласма Биндере
Когда волна пойдёт на спад? Возможно, к концу февраля. Так что до тех пор зелёные и красные зоны точно останутся. Зато на этот раз речи о локдауне не идёт.
Кроме того, с 25 января в Латвии становятся обязательными медицинские маски или респираторы FFP2, а с 15 февраля будут смотреть на срок годности сертификатов. Так может быть пора признать, что это больше не эпидемия невакцинированных?
Это чисто риторический вопрос, потому что человек, который был привит и думал, что защищён, но потом заражается и попадает в больницу, понимает, что эта фраза не совсем верная, поэтому сейчас не стоит чувствовать какую-то излишнюю защиту. Всё равно надо носить респиратор, делать тесты, если есть симптомы, не идти в люди.
Так что пока все остаются на своих местах — и охранники, и зоны. Ждём освобождения.