Обвиняемые в деле - это владелец компании Язеп Зукулс, а также сотрудники Марцис Балтманис и Виталий Ефимов. Осенью 2020 года полиция сообщила, что на заводе в Ливаны незаконно удерживали семерых граждан Индии - отобрали паспорта, не платили за работу, а также подвергали эмоциональному и физическому насилию. Подсудимые отвергли обвинения, отмечая, что граждане Индии могли свободно передвигаться и зарплату получали вовремя в соответствии с заключенными трудовыми договорами.
Рассмотрение дела началось в феврале 2022 года. Были допрошены десятки свидетелей, проведено уже больше 20 заседаний, но говорить о финальном вердикте преждевременно.
Ранее не раз сотрудники компании Adugs, выступая свидетелями, отмечали, что граждане Индии передвигались свободно, пользовались мобильными телефонами, но критиковали их отношение к работе.
В качестве свидетеля 27 ноября на суде мастер цеха Галина К. рассказала, что граждане Индии работали на заводе в период с 2019 по 2020 годы.
«Я не в курсе, как они попали на завод. Сначала был один работник, его звали Картик. Он отработал какое-то время, а потом приехали другие индийцы. Они в том числе работали в моей смене. Порядок работы был такой же и как и для остальных сотрудников. Это 13-15 смен в месяц. Одна смена - 12 часов. Выходить вне графика их не заставляли».
Галина К. отмечает, что изначально работники из Индии трудились добросовестно, но через пару месяцев начали появляться проблемы. Опоздания, затяжные перерывы, длительные разговоры по телефону на смене - на заводе это не разрешается.
«Я информировала администрацию о некачественной работе иностранцев. Сообщила об этом непосредственному начальнику Виталию Ефимову, о том, что они не соблюдают режим работы или вообще не выходят. Например, на одной линии одна команда собирает 12 паллетов продукции, они за это же время только 4. А у нас отгрузка для заказчиков в строго отведенное время, весь график сбивается. Трудовая дисциплина влияла на производственный процесс. Виталий сказал, что примет меры и проведёт беседы».
На вопрос защиты были ли жалобы со стороны граждан Индии на тяжёлую работу, принуждение к труду или изъятие документов, ответ таков - обращений к Галине К. не было.
На следующий день в суде свидетельствовал Андрей М., который на заводе три месяца в 2019 году работал снабженцем. Он был также одним из тех, кто поспособствовал появлению граждан Индии в Ливаны.
Упрощённая цепочка событий выглядела следующим образом: на завод устроилась его жена Оксана, у которой была подруга Екатерина, замужем за гражданином Индии, которого в суде называли Лакшмана.
Екатерину с Лакшманой трудоустроили на Adugs, а потом появилась идея привлечь ещё нескольких граждан Индии - родственников и знакомых, сообщает в своих показаниях Андрей М.
«О трудоустройстве индийцев разговаривал с Екатериной, а дальше донесли идею до руководства Язепу Зукулсу, который заинтересовался, так как не хватало работников. Оформляли официально, в соответствии с законом. Такого, чтобы Язеп мог взять в рабство и не платить, я не слышал. Они свободно передвигались. Насколько я знаю, они всем были довольны. В разговорах с Екатериной узнал, что у них есть большие планы, в том числе купить квартиру в Ливаны”.
В качестве свидетеля также выступал гражданин Индии - Лакшмана, который сейчас проживает в Латвии. Допрос затянулся и не был завершён из-за проблем с переводом. Родной язык Лакшманы - тамильский. Переводчика нашли, но только с тамильского на английский. В итоге была ещё переводчица с английского на латышский. А также в зале суда осуществлялся перевод на русский, необходимый для двух подозреваемых в деле.
Лакшмана подтвердил, что жена Екатерина предложила устроить в Ливаны на завод граждан Индии. В октябре 2018 года в Риге в кафе встретились Екатерина, Лакшмана, Андрей М., Оксана и Язеп Зукулс.
«Разговор шёл на русском, и в целом я понимал, о чём идёт речь. Обсуждали работу. Обещали зарплату от 1000 до 2000. В месяц нужно работать 22-23 дня. Жена была как переводчик для меня, вопросы задавал через неё. Затем Зукулс ушёл, мне сказали, что еда и проживание будут бесплатно».
Одним из трудоустроенных граждан Индии был Картик - сын сестры Лакшманы. Свидетель рассказал, что родственник жаловался: деньги платят не вовремя, смены днём и ночью, относятся как к рабам.
Далее защита обратила внимание в отношении денежных переводов между Лакшмана и Картиком. Адвокат Язепа Зукулса Эгон Русанов поинтересовался у Лакшманы, почему Картик перечислил ему 600 евро, а также ещё ряд переводов. А также, что ему известно о том, что с октября 2019 года по июнь 2020 года Картик в фирмах быстрых кредитов одолжил 9060 евро.
Про кредиты Лакшмана ответить ничего не смог, лишь засомневался, что иностранцу выдадут такую сумму. Объясняя про 600 евро, рассказал, что Картик переводил деньги, чтобы отправить дальше на родину, так как тот сам не мог. Схожие моменты были с другими гражданами Индии, у которых не было счетов в латвийских банках, и они просили через него отправлять деньги на родину.
Русанов: Язеп Зукулс высказывал упрёки, что граждане Индии платят другим гражданам Индии за трудоустройство в Adugs?
Лакшмана: Нет, я не знаю.
Русанов: Язеп Зукулс такого не говорил?
Лакшмана: О чём речь?
Отвечая на один из последних вопросов о деньгах, свидетель утверждал, что с каждым месяцем компания платила все меньше.
Допрос остался незавершённым, так как суд закрывался. Новое заседание назначили на середину апреля, но это условная дата, так как в конце марта судья Владимир Исаев уходит на пенсию. Возможно, что-то изменится во внутренних процедурах, и он продолжит вести дело и дальше, в противном случае дело передадут другому судье.
Судебный процесс по этому уголовному делу длится уже больше года. Первое судебное заседание прошло 10 февраля 2022 года.
В ноябре 2020 года Госполиция сообщила, что раскрыла группу, незаконно эксплуатирующую чужой труд — бесплатно и принудительно. У граждан Индии отобрали паспорта, им не платили зарплату, совершали физическое и эмоциональное насилие. Люди работали на кондитерской фирме Adugs в Ливаны. Компания отрицает все обвинения, отмечая, что со всеми иностранными гражданами заключены трудовые договоры, а также им обеспечивались все условия для работы и проживания и даже, наоборот, работники выполняли свои обязанности недобросовестно и портили оборудование.