Лежащий в коляске младенец в те минуты, когда не спит, не выпускает ее из поля зрения. Неполных девять месяцев назад этот малыш стал одним их тех, кого забрали у нерадивых родителей. Ему посчастливилось попасть в семью.
Но опыт его опекунши показывает, что отношение госучреждений к таким семьям, воспитывающим приемных детей, не делает чести чиновникам. Опекунша знала, что имеет право получать за ребенка родительское пособие, или «материнскую зарплату», и на это рассчитывала, планируя жизнь семьи в ближайшем будущем. Сейчас можно выбрать, получать ли пособие год или полтора. Женщина выбрала период в полтора года, как и большинство других матерей.
«Через дней десять мне пришло письмо, что в этом пособии отказано и что мне полагается поддержка лишь до его возраста в годик», - рассказала она. Причина отказа чисто формальная: выбрать период выплаты пособия закон позволяет лишь один раз, и это уже сделал отец ребенка. Чужой теперь для малыша человек, потому что родительских прав он лишен по суду вскоре после его рождения. Ребенок рос в детском доме.
«Нет логики! Как я могу отвечать за то, чего потребовал другой человек? Это полностью на его ответственности, не на моей», - говорит опекунша.
Ребенку вот-вот исполнится годик. Значит, чтобы содержать его, опекунше нужно будет возвращаться на работу. Но няне придется отдавать львиную часть зарплаты. К тому же для малыша, который и так уже немало перенес, это будет дополнительным стрессом.
Бюро омбудсмена называет поведение чиновников Госагентства обязательного соцстрахования (VSAA) абсурдом. «Это не по закону, не по Сатверсме, не по принципам защиты прав детей», - прокомментировала ситуацию руководитель отдела Бюро омбудсмена по детским правам Лайла Гравере.
«Одно дело, что я сама поставлена перед этим финансовым испытанием, в связи с чем и моя семья подвергнется финансовым лишениям, и ребенок. Другое дело – опекаемый ребенок вместо того, чтобы по максимуму получать реабилитацию и адаптироваться в семье, в данный момент снова волей-неволей снова пройдет это испытание, эмоциональную нагрузку, которую я преодолела», -рассказала опекунша.
Министерство благосостояния, в чьи обязанности входит защищать интересы детей, заявило, что не видит возможности помочь семье в данной ситуации. Если всем разрешить менять срок получения пособия, это «очень затруднит администрирование данного пособия», заявила директор департамента соцстрахования Минблага Сандра Стабиня.
В Бюро омбудсмена придерживаются другой точки зрения: налицо неверная интерпретация нормативных актов. Даже при действующем правовом регулировании никто не запрещает чиновникам изменить срок выплаты пособия в конкретном случае, подчеркнула Гравере. Бюро посоветовало опекунше ребенка обратиться в Административный суд и обжаловать решение VSAA.
В целом по стране в центрах социальной опеки находится около 80 малышей в возрасте до двух лет. На содержание каждого из них государство тратит по 1172 евро в месяц.