В 2018 году в соответствии с соглашением между Airbus и Bombardier о передаче акций в программе строительства Bombardier C-Series, самолеты Bombardier CS-300, заказанные airBaltic, внезапно стали самолетами Airbus A220-300. Ранее в этом году airBaltic объявила, что прекращает аренду последнего из 12 турбовинтовых самолетов Bombardier Q400 NextGen, взятых в лизинг в 2010 году.
В 2018 году, в соответствии с взаимно заключенным соглашением между Airbus и Bombardier о поглощении акций программы строительства самолетов Bombardier C-Series, заказанный airBaltic самолет Bombardier CS-300 неожиданно был заменен самолетом Airbus A220-300. С другой стороны, в начале этого года airBaltic объявила о прекращении аренды последнего из 12 турбовинтовых самолетов Bombardier Q400 NextGen, контракт на аренду которых был подписан в 2010 году.
В результате всех изменений флот airBaltic сейчас должен состоять исключительно из 40 самолетов Airbus A220-300 (ранее Bombardier CS-300), а к 2024 году их число должно достигнуть 50. По крайней мере, так сказал председатель правления airBaltic Мартин Гаусс в интервью "Неаткариге", опубликованном 27 февраля этого года.
Платились огромные взятки
В начале 2000-х годов и Airbus, и Bombardier были вовлечены в серию коррупционных сделок в разных странах мира. Обе компании выплачивали значительные суммы взяток, чтобы получить контракты на аренду или заказ производства своих самолетов. Наиболее серьезные обвинения касаются поведения обоих производителей в Индонезии, где они осуществили "масштабную схему взяточничества" для подкупа должностных лиц индонезийской государственной авиакомпании Garuda Airlines, сообщает Reuters. "В случае с Bombardier, история касается продажи шести Bombardier CRJ1000 и аренды еще нескольких компанией Garuda Airlines в 2012 году. К 2020 году Garuda уже владела 18 самолетами Bombardier CRJ1000.
В последние годы ведущие антикоррупционные органы на Западе сняли обвинения с руководителей обеих компаний в обмен на миллиардные штрафы. "Airbus" согласился выплатить рекордные 3,6 млрд долларов в 2020 году, чтобы заставить антикоррупционные органы Великобритании, США и Франции снять обвинения.
Тут важен момент – компенсацию выплатили не пострадавшей стороне, каковой можно считать Индонезию и другие страны, которые были вынуждены покупать самолеты по завышенным ценам, а западным правительственным учреждениям.
Поэтому правительство Индонезии воспротивилось. В 2020 году оно приговорило Эмирсиаха Сатара, бывшего председателя совета директоров авиакомпании Garuda Airlines, к восьми годам тюремного заключения за взяточничество и отмывание денег. Несколько других чиновников также попали в тюрьму. Но, памятуя о печальном примере с Airbus, где чиновники на стороне взяточников остались безнаказанными, а индонезийский налогоплательщик не получил ни копейки из выплаченных компанией штрафов, правительство Индонезии отказалось сотрудничать с британским Управлением по борьбе с мошенничеством (Serious Fraud Office). Это означает, что оно больше не будет предоставлять британцам никакой информации о результатах расследования в отношении Bombardier, пока не получит гарантий того, что получит свою долю штрафов в случае заключения так называемого соглашения об отсрочке судебного преследования с бывшими должностными лицами Bombardier, пишет Financial Times.
«AirBaltic» объясняет свой выбор экономией топлива
Можно сказать - какое нам дело до проблем Индонезии и других далеких стран? К сожалению, практика Bombardier по подкупу чиновников для продажи или аренды своих самолетов авиакомпаниям по всему миру была запущена в то самое время, когда М. Гаусс принял на себя управление авиакомпанией, который в свою очередь расширял парк самолетов airBaltic. И не только за счет выбора самолетов Bombardier, но и за счет участия в непонятной сделке, в результате которой самолеты Bombardier были заменены самолетами Airbus.
В своем интервью "Неаткариге", упомянутом выше, сам Гаусс сказал: "Когда я возглавил компанию в 2012 году, единственным поставщиком, с которым велись переговоры о возможной поставке самолетов, был Airbus. Я решил, что приглашу представить свои предложения как Boeing, так и Airbus. Позже к участию в тендере подключился и Bombardier, который предложил самолеты A220. Тендер был организован в 2012 году с участием трех поставщиков. Мы попросили все три компании, Boeing, Airbus и Bombardier, подать предложение на десять самолетов. "В случае с Airbus это был A-319 Neo, в случае с Boeing - 737-700 MAX, а Bombardier сделал нам предложение на CS-300, который сейчас является A220-300. Все три модели были рассчитаны на 150 мест. Надо признать, что в то время эти самолеты фактически еще не были доступны. Их производство еще не началось. Когда мы объявляли тендер, мы также попросили гарантии, что самолеты будут произведены с такими характеристиками, что они могут быть произведены. Мы дали им пару месяцев на подготовку предложений. С участниками тендера были проведены собеседования, после чего было принято решение. (..)
Как мы теперь видим, свою роль в выборе правильной модели сыграла удача. Другие самолеты либо не используются, либо менее эффективны. Все модели имели турбовентиляторные двигатели нового поколения. Модель, которую мы выбрали, оказалась более экономичной, потребляя на 20-25% меньше топлива, чем ее аналоги."