- Ах, фрау Вальтрауд, ваш Вольфи такой воспитанный и красивый молодой человек!
- Да, фрау Циммерман, только вот никак не женится, а ведь ему уже 36 лет!
- Не переживайте, дорогая: это просто вопрос времени - наверняка его сердце уже кем-то занято...
Знала бы фрау Циммерман, как она права: сердце Вольфи было не просто занято, а заперто на ключ. Правда, ключ тот был от подземного бункера, где воспитанный молодой человек держал 10-летнюю Наташу Кампуш...
2 марта 1998 года Наташа, как обычно, отправилась в школу: симпатичная упитанная девочка с обаятельными ямочками на упругих щечках. Но на уроки она так и не явилась. Буквально у школьных ворот неизвестный мужчина схватил ее за руки и бросил в белый фургон. Двери захлопнулись, и не по возрасту сообразительная девочка поняла, что стала жертвой маньяка.
Из передач, виденных ею по телевизору, Наташа знала: единственный шанс выжить - сохранять спокойствие и не поднимать шума. Тогда можно надеяться, что похититель не убьет ее. Кроме того, мужчина, затолкнувший ее в фургон, показался Наташе неудачником. А еще она успела заметить его голубые глаза...
Мать хватилась дочери только вечером, и тогда же стало известно, что Наташа не была в школе. Тут же вызванная полиция приступила к поискам и опросу потенциальных свидетелей. Одна 12-летняя школьница сказала, что видела, как двое мужчин сажают девочку в белый фургон. Однако учителя посоветовали не слишком доверять этой свидетельнице, потому как она склонна к фантазиям. (Отчасти они оказались правы: никаких двоих мужчин не было и в помине - похититель действовал в одиночку.)
Тем не менее были найдены и опрошены 700 владельцев белых фургонов в Вене и ближайших окрестностях. Оказался среди них и Вольфганг Приклопиль - владелец дома в Штрасхофе-ан-дер-Нордбан, что в Нижней Австрии. Но у него оказалось железное алиби: все соседи единодушно заявили, будто Вольфганг гомосексуалист...
Странный человек
А кем еще прикажете считать человека, которого ни разу не видели в обществе женщины? Все, кроме матери Вольфганга, все еще надеявшейся увидеть сына женатым, были уверены: Приклопиль гей. Но в остальном с ним все в порядке. Да, нелюдим. Да, держится отстраненно. Да, помешан на технике, системах безопасности и своей BMW.
Ну и что? Зато тих, скромен, неизменно вежлив и скучен настолько, что ни у кого не вызывал желания знакомиться с ним ближе. За исключением разве что фрау Циммерман: той искренне нравился этот молчаливый голубоглазый мужчина. Но ею, собственно, и исчерпывался фан-клуб Приклопиля.
Он жил своей размеренной серой жизнью. И никому и в голову не приходило, что на дне этого тихого омута водятся черти.
Учился он довольно плохо, но учителя любили его за примерное поведение. Друзей у него не было. Женщин он боялся, но маскировал свой страх безразличием, а порой и презрением к представительницам прекрасного пола. Разумеется, ему хотелось близости. Но энурез, мучивший его аж до совершеннолетия, заставлял сомневаться в своей мужской состоятельности.
Унижения он не вынес бы. И тогда в его голове начал вырисовываться план...
Бункер
Еще дед Вольфганга Оскар соорудил в подвале бункер на случай ядерной войны, которая после бомбежки Хиросимы и Нагасаки казалась более чем вероятной. И вот теперь молодой человек решил приспособить это помещение размером пять кв. м - 2,78 м в длину, 1,81 м в ширину и 2,37 м в высоту - под свои нужды.
Он звукоизолировал все помещение и установил в нем тяжелую сейфовую дверь, код к которой был известен только ему. Соорудил кровать, добыл маленький столик и стул, повесил вешалку для одежды... и отправился на охоту. Вольфганг решил, что с ребенком он точно справится - более того, сразу окажется в положении полновластного хозяина, которому не осмелятся сопротивляться.
Неизвестно, стала Наташа его случайной жертвой или он выследил ее заранее. Но 2 марта 1998 года именно она оказалась запертой в "противоядерном бункере". Она кричала и пыталась шуметь, но быстро поняла, что ее просто-напросто никто не слышит. Тогда она решила для себя: надо просто ждать удобного момента, и рано или поздно ей удастся сбежать. А пока - терпеть, притворяться глупышкой и признавать в похитителе повелителя...
Дикий союз
Ждать пришлось очень долго - целых восемь лет. За это время Наташа выросла на целых 15 см, а поправилась только на три килограмма. Среди того, что ей пришлось вынести, был и голод: Вольфганг мог неделями не кормить девочку. И тогда Наташа начинала молить Бога о том, чтобы сейфовая дверь наконец распахнулась и на пороге появился ее мучитель.
Она целиком и полностью зависела от него. И в то же время не принадлежала ему. Очень может быть, что сексуальных отношений у них так и не возникло. Приклопиль порой жестоко избивал девочку, а потом сам же утешал, обнимал и фотографировал ее. Однако в целом, как бы дико это ни звучало, он относился к Наташе хорошо.
Следил, чтобы она слушала только классическую музыку, много читала, смотрела телевизор - разумеется, только правильные, выбранные Приклопилем программы. Полгода Наташа не покидала бункера, но потом, видимо, проникшись доверием к девочке, похититель начал пускать ее в дом: сначала только помыться, потом убраться, и т. д., и т. п.
Но ни разу ей не выпала возможность улизнуть: Вольфганг не спускал с нее глаз. К тому же он убедил девочку, что пороги дома, как и окна, заминированы...
Шел год за годом, Наташа росла и становилась все сильнее - не столько физически, сколько духовно. И однажды она поняла, что может управлять Приклопилем. Он начал бегать в магазин по ее первому требованию, покупал ей одежду, расставлял мебель так, как нравилось Наташе, отмечал Рождество, потому что этого хотелось девочке. Как-то раз даже вывез ее на горнолыжный курорт, однако и там Наташе не удалось сбежать от Приклопиля.
К концу восьмого года заточения у них сложился определенный ритм жизни. Спали они порознь: он дома, она - в подвале. Но завтракали всегда вместе. Потом Приклопиль шел на работу, а Наташа отправлялась в подвал.
Вечером вместе ужинали, занимались домашними делами, смотрели телевизор. Словом, возник союз - дикий, странный, невозможный, но союз...
Побег
Все восемь лет Наташа выжидала, когда ей представится удобный случай для побега. Но только 23 августа 2006 года ей наконец улыбнулась удача. Приклопиль решил продать свой ненаглядный BMW. Наташа как раз пылесосила автомобиль, когда Вольфгангу позвонил потенциальный покупатель. Из-за шума он вышел из гаража, и девушка впервые осталась одна. Она тут же выбежала на улицу и постучала в первое попавшееся окно: "Помогите, я Наташа Кампуш". Соседи вызвали полицию, которая примчалась через пять минут и доставила девушку в участок.
Приклопиль тоже не растерялся: понимая, что арест неизбежен, он бросился под поезд. Парадоксально, но, узнав о его смерти, Наташа горько плакала...
Новая старая жизнь
Поначалу Наташа Кампуш отказывалась от интервью, но потом согласилась с условием, что все гонорары, полученные за них, будут переданы другим жертвам насилия. В итоге ей досталась сумма в 100 000 евро, которую она действительно потратила на нужды пострадавших и нуждающихся женщин.
Наташа сразу заявила: "Я не хочу и не буду отвечать ни на какие вопросы о личных или интимных вещах". Но о других сторонах своей жизни в подвале Приклопиля она говорила так охотно, что в 2008 году у Кампуш даже появилась собственная программа на телевидении. Правда, ее быстро прикрыли. И тогда Наташа взялась за автобиографию, которая вышла в 2010 году. Книга называлась "3096 дней" - по количеству времени, проведенного в заточении.
Со стороны казалось, что кошмар, который довелось пережить Наташе, остался позади. Она была молода, красива, жила яркой насыщенной жизнью. Ни от кого не пряталась. Однако в 2016 году Кампуш купила дом Вольфганга Приклопиля и перебралась туда жить. От каких-либо комментариев девушка отказалась. С другой стороны, они тут и правда излишни...
Владимир СТРОГАНОВ.