Не будет гарантий - не будет терминала
До сих пор в различных предвыборных дискуссиях, а также в ответах на вопросы журналистов, вся армия политиков правящей коалиции была практически единодушна в своих заявлениях - хотя государство сделает все, чтобы облегчить различные бюрократические процедуры, никаких государственных гарантий разработчику проекта предоставлять не планируется. Ни на покупку гарантированного объема газа, ни на цену.
Как выяснилось, разработчик проекта, Skulte LNG Terminal, в лице единственного члена правления Улдиса Салминиса придерживается несколько иного мнения - в интервью "Неаткариге" он то ли проболтался, то ли намеренно напомнил политикам, что они не увидят в Латвии никакого терминала, если разработчик не получит твердых государственных гарантий по закупкам на ближайшие 10 лет.
Трудно поверить, что такая позиция Skulte LNG Terminal может стать неожиданной новостью для правительства - в конце концов, переговоры о проекте и вокруг него ведутся не первый день, и во время предыдущей оценки предложения категоричное требование разработчика проекта не могло остаться незамеченным. Это приводит к довольно тревожному выводу: присваивая статус объекта национального интереса непосредственно проекту Скулте, правительство, вероятно, было в курсе дела, и разговоры о собственном риске предпринимателя и невмешательстве государства в реализацию проекта были просто пустой болтовней.
Подготавливают общество или изменят условия?
Это будет не первый раз, когда правительство внезапно меняет правила во время игры. Конечно, сначала будет целенаправленное «подготавливание» общества для таких изменений. Об этом уже свидетельствуют определенные процессы - некоторые политики вскользь и небрежно вбрасывают фразу о том, что вопрос о госгарантиях еще может вернуться в повестку дня правительства, правительственный наблюдательный орган Re:Baltica уже успел сообщить, что в Эстонии существует государственная поддержка и гарантии для проекта терминала Палдиски. (Идея ясна - если эстонцы могут это сделать, почему мы не можем?) Однако бдительные исследователи не раскрывают всей истории: правительство Эстонии ничего не гарантирует терминалу Палдиски в течение 10 лет, оно лишь согласилось выкупить тот объем газа (если таковой будет), который терминал не сможет продать на свободном рынке в течение одного года.
Смелые заявления уже упомянутого Улдиса Салминиса по этому вопросу можно рассматривать и в этом ракурсе - бизнесмен (его способность реализовать проект такого уровня - отдельная история) уже знает, что все будет хорошо и гарантии будут даны. Ну, они обговорили это заранее. И что с того? Разве мелкое препятствие может затормозить скоростной поезд проекта, согласованного и запущенного за политическими кулисами? Сомнительно.
Не исключено, что в повестке этого Сейма так или иначе появится вопрос о предоставлении гарантий, возможно, доведенный до максимума в рамках длинных и сложных проектов решений. Если удастся закрепить эти гарантии в виде закона, то очередной Сейм и правительство уже будут сталкиваться с фактами и отмена гарантий будет в очередной раз таким юридически сложным процессом, что "тут уже ничего не поделаешь".
Кариньш не отвечает, у Индриксоне информации нет
На вопрос "Неаткариги", знало ли правительство о требовании застройщиков терминала Skulte о предоставлении государственных гарантий еще до получения статуса объекта национального интереса и как это требование повлияет на дальнейшее продвижение проекта по коридорам власти, Кришьянис Кариньш через своего пресс-секретаря Сандриса Шабаева дал компетентный, дальновидный и честный ответ: "Спросите у ответственного Министерства экономики". И точка.
В свою очередь советник по связям с общественностью министра экономики Илзе Индриксоне Винета Вилистер-объяснила, что решения о государственных гарантиях не стояло на повестке дня правительства, но, по имеющейся у Министерства экономики информации, это не изменило готовность застройщика реализовать проект. Однако заявления г-на Салминиса свидетельствуют об обратном, и остается только удивляться, что "ответственное министерство" до сих пор ничего об этом не слышало.