Хорошо знакомое старое
оторого не может отказаться НАТО">
Танк PT-91 "Тварды"
"Оса" с немецкими ракетами
Система ПВО Восточной Европы почти полностью укомплектована российскими комплексами. В первую очередь это С-125 и С-200. Самые свежие системы у Болгарии и Словакии, которые по Варшавскому договору успели получить от СССР по дивизиону С-300 ПМУ. Серьезными американскими зенитно-ракетными комплексами пока разжились лишь в Румынии — в составе ВВС страны числятся восемь устаревших ЗРК средней дальности MIM-23 Hawk. Впрочем, боеготовность советских систем ПВО у экспертов вызывает большие сомнения.
"Что касается систем ПВО страны, фактически в Восточной Европе на момент развала Варшавского договора современных комплексов не было, а то, что осталось, сейчас в основном находится на хранении, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. — Где-то на боевом дежурстве стоят С-125 и С-200, но это отдельные комплексы, и они уже не представляют собой систему. Сегодня, если посмотреть на восток и юго-восток Европы, то комплексами советской разработки в значимых количествах обладает лишь Греция, у которой есть С-300 и "Бук".
Системы войсковой ПВО на восточном фланге НАТО прижились лучше. Это комплексы 9K33 "Оса-АК", 2К12 "Куб", ЗСУ-23-4 "Шилка", ЗРК Стрела-10, зенитные установки ЗУ-23, ПЗРК "Стрела" различных модификаций. Причем, судя по всему, отказываться от большинства из них Восточная Европа пока не собирается. В 2010-м Польша приступила к модернизации "Шилок" до версии ZSU-23–4MP Biała, комплекс "Оса" переделывают под немецкие зенитные управляемые ракеты IRIS-T. Чехия "прокачала" часть находящихся на вооружении ЗРК "Куб" для использования итальянских зенитных ракет Aspidе 2000.
Самолет МиГ-29 ВВС Болгарии
Не очень хорошо дела обстоят и с авиацией. Ветераны с советским прошлым МиГ-29, Су-22 и МиГ-21 уже почти исчерпали ресурс. На замену им постепенно приходит натовский секонд-хенд. Среди б/у-истребителей у восточноевропейцев популярен американский F-16. Такие машины есть у Польши и Румынии, возможность их покупки обсуждала Болгария. Однако полностью избавиться от советских боевых самолетов пока удалось лишь Венгрии, после того как Будапешт получил в лизинг 12 шведских Saab JAS 39 Gripen.
Бизнес на советском железе
"Нужда заставляет — вот почему Восточная Европа до сих пор использует советскую технику, — говорит РИА Новости заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — В НАТО эта проблема мало кого интересовала, и вопрос решался так: "Если у вас есть деньги — покупайте западное, если нет — сидите с советским". Но советская техника вырабатывает или уже фактически выработала свой ресурс. Поэтому процесс перевооружения неизбежен, просто у разных стран он пойдет по-разному".
Восточная Европа пока не торопится отправлять на металлолом советскую технику и по другой причине. Там сегодня действует свыше 350 оборонных предприятий, "заточенных" под советские стандарты. Наиболее развитые сегменты — производство боеприпасов, обслуживание, ремонт и модернизация техники. Отказ от советского оружия способен окончательно добить ОПК бывших участников Организации Варшавского договора.
"Восточная Европа всеми силами пытается сохранить производство советской техники, — считает Иван Коновалов. — Это связано не только с нехваткой денег на переоснащение. Пользуясь нестабильной обстановкой в мире, восточноевропейцы продают вооружения в зоны конфликтов. Например, Болгария в последние годы очень неплохо наварила на поставках оружия на Ближний Восток, в том числе и в Сирию. Прибыль вазовских машиностроительных заводов за последние три года увеличилась чуть ли не на 200 процентов. Спрос на советское оружие высок, так как оно и сейчас показывает хорошие результаты".
На вопрос о том, когда Восточная Европа окончательно избавится от советского оружия, опрошенные эксперты ответить затруднились. Даже если у наших бывших союзников на это вдруг найдутся деньги, процесс перевооружения растянется на годы. Например, между подписанием контракта и постановкой на боевое дежурство систем ПВО обычно проходит пять-шесть лет.