Гайда шла по улице Бривибас и увидела двух босых детей, которые шли ей навстречу и тащили за собой пластмассовые игрушки. Взрослых, присматривающих за детьми, поблизости не оказалось. Заговорив с детьми, Гайда узнала, что старшей девочке семь лет и осенью она пойдет в школу, а ее братику всего два года. Дети сказали, что мама послала их в аптеку за таблетками.
Так как девочка знала свой домашний адрес, Гайда решила отвести детей домой. Она рассказывает: "И тут у меня за спиной раздался голос: "Женщина, куда вы тащите мои игрушки?" Мне не пришло в голову, что они эти игрушки где-то взяли. Она подошла и забрала игрушки. Я спросила у нее, знает ли она этих детей. Она ответила: нет, конечно".
Незнакомая женщина забрала игрушки и ушла, а Гайда повела детей домой. Вот продолжение ее рассказа: "Я стала думать - что меня там ждет? А эти дети были такие позитивные. Они оба были босиком. Ножки грязные. У мальчика памперс, кажется, минимум пару дней не меняли. Бедненький такой. Но улыбается, а не плачет и не ноет, что его сестра тянет домой".
По поведению детей Гайда поняла, что такие прогулки у них бывают часто. Вскоре все трое пришли к многоквартирному дому.
"Мы вошли, и я увидела все "поле боя". Я внутрь не заходила, только посмотрела, что их мама лежит в кровати, я видела только ее голову. Она села и начала кричать на девочку: что ты опять наделала? Я ей сказала - вы не имеете права дочери ни слова сказать, она героиня, она братика с улицы Бривибас домой привела!" - говорит Гайда, которая вызвала по этому адресу полицию для проверки.
Представитель Рижской полиции самоуправления Том Садовскис сказал, что полиция прибыла по вызову, обнаружила большой беспорядок, но кроме этого больших нарушений не было. Мать детей была трезвой. Полиция информировала мать о том, что квартиру необходимо поддерживать в порядке и что в дальнейшем будут приходить с проверкой, чтобы убедиться - среда здесь достаточно безопасна для развития детей.
Помимо этого, информация была передана другим правоохранительным органам, работающим с детьми, в том числе сиротскому суду. Начато дело об административном правонарушении - невыполнении обязанностей по уходу за ребенком.
Гайда рассуждает: "Отчего мне больнее всего и что меня больше всего волнует, так это наше всеобщее равнодушие. Я внизу встретила очень солидного мужчину, сказавшего, что эту семью он знает. Эта девочка как-то раз что-то бросила и попортила ему машину. Вот видите, это мы помним - нам попортили машину, нашу собственность. А с детьми как быть? Люди спокойно живут, ну да, есть там одна такая. Она опять четвертого ребенка ждет. Мне кажется, если мы так будем жить, этой беды будет еще больше".