«Один из наших аргументов — денатурированный он или нет. Во-вторых, одеколон — это напиток, которым напиваются. Магазин знает, зачем его покупают. Он также продается ночью и доступен для несовершеннолетних детей. То, что в законе не написано, что нельзя продавать одеколон, не работает. Это все еще алкогольный продукт. Он в свободном обороте, без акцизного налога, без ограничения по ночной продаже, без ограничений для несовершеннолетних», — говорит Лакстигала.
Он подчеркивает, что цель не в том, чтобы закрыть близлежащий магазин, а в том, чтобы привлечь внимание ряда министерств к изъятию с полок магазинов этих одеколонов. Он также рассказал, как магазин продает одеколон.
-Там не пускают бездомных внутрь. Берут деньги и приносят одеколон ко входу. Другие говорят, что надо бороться с бомжами. Я думаю, что они такие же жертвы. Они бедны, социально уязвимы. Магазины просто предлагают дешевый продукт, на который бомжи могут собрать денег. Они ходят по улицам и просят денег. Возможно, этот вид бизнеса выжимает точки. И, возможно, у этого есть какое-то положительное влияние, — говорит Лакстигала.
Latvijas Radio также поговорило с двумя бездомными. Они любезно рассказали, где купить напиток, который они сейчас пьют, и насколько он крепкий. Оказалось, что одеколон можно купить как на Центральном рынке, так и на рынке в Чиекуркалнсе. На вопрос, является ли такой напиток чем-то новым, женщина начинает рассказывать:
«Когда мне было около 15 лет, я видела людей, сидящих на скамейке и пьющих одеколон. Это казалось непостижимым для меня. Теперь я пью сама. Для меня утро начинается с коктейля за 1,29 евро, затем я пью спирт за 2 евро, а вечер заканчивается одеколоном. Расчет таков: водка меньше градусов, но дороже. В одеколоне больше градусов и стоит дешевле. Весь принцип».
Журналистка Latvijas Radio тоже решила купить одеколон и узнать больше об этом напитке. Есть напитки без вкуса, а есть огуречные ароматы. На вопрос, много ли покупают, продавец отвечает одним словом — безумно. Одеколон в магазине не спрятан на какой-либо дальней полке, а находится на уровне глаз, рядом с кассой.
Одеколон лучше разбавлять лимонадом. «Нужно разбавить. Это то, что они все делают, это не ново. Это лосьон после бритья. Наш магазин продает уже два года», — говорит продавец.
К сожалению, сотни и тысячи людей попадают в больницу каждый год из-за чрезмерного потребления крепких напитков. Когда становится холоднее, приток пациентов больше, рассказывает врач. Большая часть расходов ложится на налогоплательщиков, поскольку пациенты часто сами не платят налоги.
В интервью Latvijas Radio министр здравоохранения Илзе Винькеле («Развитие/За!») рассказала, что борьба с одеколоном будет псевдорешением проблемы алкоголизма и имитацией борьбы. Правительство допустило «огромную ошибку», снизив акцизный налог на крепкий алкоголь.
Как сообщалось, содержащие спирт косметические средства может купить абсолютно каждый. И для некоторых это стало дешевым способом достижения алкогольного опьянения, свидетельствует информация токсикологов.
Передача Латвийского телевидения 4. Studija получила информацию из Кулдиги – местная жительница обеспокоена, что косметический спирт в ее городе стремительно набирает популярность. Причем, используется он не для косметических процедур, а чтобы дешево напиться. И купить его можно во многих магазинах, в чем удалось убедиться и самой передаче. В одной из точек торговли передача обнаружила, что большая часть клиентов покупают косметический спирт именно для питья.
В Инспекции здравоохранения говорят – на продажу косметики нельзя накладывать те же ограничения, что и на торговлю алкоголем. Ведь это разные группы продуктов. Безопасность косметических средств оценивается в соответствии с целью их употребления – следовательно, для наружного использования.