Уик-энд на нарах
Главного латвийского банкира задержали сотрудники Бюро по борьбе с коррупцией. Первый допрос продолжался более восьми часов, после чего Римшевича поместили в камеру полицейского изолятора. В рабочем кабинете и по месту жительства председателя ЦБ правоохранители провели обыски.
Премьер-министр Латвии Марис Кучинскис, комментируя ситуацию, заверил, что не допустит вмешательства в расследование. Кроме того, он пообещал борцам с коррупцией необходимую поддержку правительства и назвал выдвинутые обвинения очень серьезными.
По версии следствия, в Латвии из высокопоставленных должностных лиц сформировалась организованная преступная группа. Пользуясь служебным положением, они требовали отступные с финансовых учреждений. Среди жертв вымогателей упоминается акционер Norvik Banka Григорий Гусельников.
Скандал на всю Европу
Обвинения в коррупции и задержание Римшевича создали прецедент в масштабах Европейского союза. В новейшей истории еще не было случая, чтобы глава Центробанка государства — члена ЕС становился фигурантом уголовного дела, отмечают эксперты.
"Арест чиновника подобного уровня — для цивилизованной Европы явление исключительное", — говорит сотрудник юридической фирмы "Хренов и партнеры" Александр Костин.
Однако за пределами Евросоюза подобные истории периодически случаются. Так, в 2014 году был арестован глава Центрального банка Албании. Его подозревали в краже денежных средств из сейфа. В прошлом году за решеткой по обвинению в мошенничестве оказался бывший председатель ЦБ Молдавии.
Следствие и последствия
Эта история чревата серьезными последствиями не только Римшевичу и остальным предполагаемым членам организованной преступной группы. На кон поставлена репутация Риги как международного финансового центра.
Для Латвии банковский сектор — системообразующий. По данным международной аудиторской компании KMPG, вклад латвийских банков в ВВП в настоящее время превышает 4,5%. Для сравнения: у сельского хозяйства — всего 3,3%.
Именно финансовый сектор республики в "урожайные" годы привлекал до трети общего объема иностранных инвестиций. В 2016 году Ригу впервые включили в рейтинг крупнейших финансовых центров мира Global Financial Centres Index (GFCI), который составляет компания Z/Yen Group.
В GFCI учитывают показатели более ста городов. Столица Латвии сходу заняла 71-е место, а полгода спустя поднялась на 52-е, что вызвало эйфорию. Республиканские СМИ прогнозировали стремительное развитие латвийского финансового центра и рост числа банков с 22 до сотни.
По словам бывшего зампреда ЦБ России Александра Хандруева, череда скандалов приведет к деградации банковского сектора Латвии, а также спровоцирует массовый отток квалифицированных кадров.
В результате бюджет страны лишится значительной части доходов, что дестабилизирует экономику. Ведь на дотации из структурных фондов ЕС в размере 20% ВВП Риге рассчитывать не приходится.
Напомним, из-за выхода Великобритании из Евросоюза потери Брюсселя оцениваются в 14 миллиардов евро. Закрыть эту бюджетную дыру нечем. Поэтому еврокомиссары не исключают варианты сворачивания финансовой помощи странам-реципиентам вроде Латвии.
"Ситуация беспрецедентная. Чем все это закончится, пока непонятно, но у Риги велики шансы стать изгоем на рынке финансовых услуг", — подчеркнул доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Юрий Твердохлеб. Собеседник РИА Новости не исключает, что кризис в банковском секторе повлечет крайне негативные последствия для всей экономики этой прибалтийской страны.