Житель Даугавпилса Язеп (имя изменено) про мысли о суициде рассказывает: чему удивлялся в первую очередь — сам понимал, что это не шутка. Его остановили, заставили сесть, поговорить — и, к счастью, этим все кончилось.
Психолог Ирена Жуковска подчеркивает, что всегда надо говорить, и говорить внимательно:
«Здесь нельзя использовать такие фразы, как «Все решится», «Все будет хорошо». Всегда надо углубляться и всегда надо слушать, почему человек использует такие фразы».
Жуковска подчеркивает: есть несколько признаков, на которые родным и друзьям стоит обратить внимание.
«Возможно, человек начал приводить свои вещи в порядок, он пишет завещание, дарит свои любимые вещи, просит кого-то позаботиться о собаке, ищет что-то в Интернете, копит таблетки или еще что-то. В этих случаях надо обращаться к специалисту», — отметила она.
В ситуации, когда психологическая и социальная помощь нужна срочно, бесплатно ее можно получить в кризисных центрах. И Даугавпилсский центр семейной поддержки сталкивался со случаями, когда человек так устал от своих проблем, что больше не видит выхода из ситуации.
Жуковска указывает, что в нашей культуре принято быть сильными, самим справляться, нам нельзя жаловаться, мы сильный народ и выдержим. Выдержать можно, но какой ценой — и как долго?
Национальная служба здравоохранения латвийцам со сложностями психического здоровья оплачивает до 10 консультаций психолога.
Латвия — на девятом в мире месте по числу самоубийств на сто тысяч населения. И пандемия ситуацию не улучшила — исследования показывают: латвийцы жалуются, что их психическое здоровье стало хуже. Но на бесплатную помощь психиатра рассчитывать пока не приходится.