Сегодня у нас в гостях снова неутомимый путешественник Леон Звиедрис. Известный рижский артист балета и хореограф–постан
По большому счету, он выступил в роли знаменитого Шурика из комедии "Кавказская пленница" режиссера Леонида Гайдая. Помните, как главный герой фильма приехал на Кавказ, чтобы изучать старинные обряды, обычаи, сказки, легенды и тосты?
Жить, как говорится, хорошо…
Но Шурик явно не учел местного гостеприимства. И вскоре уже лыка не вязал. Примерно в такой же ситуации оказался и Леон Звиедрис. Поначалу он собирался провести в Грузии немного, но незаметно пролетело… 40 дней. По его словам, домашнее вино очень коварно. Принял стаканчик–другой
— Уже после первого литра я не мог встать! — отметил с улыбкой Леон. — Мне очень хорошо дало по голове. Я просто сидел и балдел. На столе было красное вино без сахара. Наливали в стаканы из стеклянного кувшина. Никаких рогов я не заметил. Это для фильмов и сувенирных лавок. Конечно, звучали различные тосты. Вот тогда нужно было вставать. Потому что мы пили то за папу, то за маму, то за умерших родных и близких. Естественно, были тосты из комедии "Кавказская пленница": "Чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями!", "Жить, как говорится, хорошо! А хорошо жить — еще лучше!" и другие. В какой–то момент я точно превратился в Шурика…
— Что ели?
— Хинкали (пельмени), хачапури (лепешки) и другие национальные блюда. Все было фантастически вкусно. Но что я заметил: все вокруг постоянно курили и бесконечно поглощали белый хлеб. Причем последний был разных видов. Так что его, наверное, можно назвать главным блюдом грузинской кухни. Его продавали буквально на каждом углу. Повсюду натыканы пекарни, так что хлеб можно было купить еще горячим. Да, он очень вкусной, но невероятно калорийный. Многие грузинские мужчины поражали своими животами. А у женщин все "разрастается" назад.
С мобильником в баню
— Чем гордятся грузины?
— Я заметил, что им безумно нравится демонстрировать свои мобильники. И чем больше в номере одинаковых цифр, тем ты круче. Чтобы показать свою особую крутизну, телефоны берут с собой даже в баню. Прикольно было видеть голых мужиков с мылом в одной руке и с мобильником — в другой. Конечно, особые частные номера на машинах — это тоже признак крутизны.
Правда, цена на такие таблички довольно высокая — 10 тысяч долларов. Так что приватные номера могут себе позволить только особо избранные. В основном народ в Грузии ездит на стареньких автомашинах, в том числе еще советского производства. Даже допотопные "жигули" считаются предметом роскоши. Там любая машина как святая корова. Многие "лошадные" жители стараются использовать свои "тачки" в качестве такси. Такие извозчики крайне дешевые. С одного конца Тбилиси до другого можно доехать за 5 лари, то есть за 2 евро с "копейками".
Дружба на века
А еще Леона Звиедриса поразило количество российских туристов. Как будто и не было войны 2008 года.
— Их очень, очень много! Полный Тбилиси. Все говорят на русском. Кругом надписи на великом и могучем, чтобы приезжим было легче ориентироваться. К русским в целом там очень хорошее отношения. Я артист, а не политик, но этот вопрос все равно не раз поднимал. Однако чтобы не ссориться, грузины, когда спрашиваешь их о войне, стараются сменить тему. Тут все объясняется просто: между Грузией и Россией уже издревле установились самые тесные связи, которые не так–то просто разорвать. У многих грузин русские жены. И наоборот. В Тбилиси смешанных браков масса! Дети учатся в России. Да и туристы в основном из России.
Как известно, бывший президент Грузии Михаил Саакашвили находится в международном розыске. Его обвиняют в кровавых репрессиях, а также в воровстве миллионов долларов США. Интересно, что в Старом Тбилиси построен железный пешеходный мост, который в народе назвали весьма необычно — "прокладкой Саакашвили". Внешний вид этой конструкции действительно напоминает характерную женскую принадлежность. Мост был возведен по приказу "Миши" и обошелся аж в 25 миллионов евро. Понятное дело, что его называют золотым.
По словам Леона Звиедриса, когда он гулял по центру Тбилиси, один веселый полицейский у него поинтересовался: "А вы уже видели нашу прокладку?" Поначалу гость Риги не понял, о чем идет речь, а потом долго смеялся, когда ему показали объект характерной формы через речку Куру. В эпоху Саакашвили были построены и другие подобные "золотые" сооружения. При этом, как говорят в Грузии, экс–президент никогда не забывал о собственном интересе. Проще говоря, об откатах.
Ослеп от бриллиантов
— С другой стороны, меня поразило, как много там нищих. Бедные встречались повсюду. В некоторых районах жилье в таком плачевном состоянии, что люди живут в палатках, поскольку боятся обрушения своих домов. У многих стоят печки–буржуйки. Как во время войны! Кто–то в качестве дымохода приспособил водосточную трубу, которая тянется до самой крыши. Люди получают в месяц порой так мало, что едва хватает на одну пару обуви. С другой стороны, немало в Грузии и богатых, рассекающих на "мерсах". Светская жизнь тоже имеется.
Я побывал на концерте внучки народной артистки СССР Наны Брегвадзе Натальи, которая в сопровождении симфонического оркестра пела серьезные классические произведения в крутом музыкальном центре имени Кахидзе.
Публика выглядела невероятно изысканной. Я чуть не ослеп от бриллиантов. На улице выстроились рядами дорогущие "колеса". 75–летняя бабушка тоже присутствовала на концерте. Мне потом удалось не только пообщаться с ней, но даже сфотографировать
Сказал еще, что многие в Латвии ее по–прежнему помнят. Нане было очень приятно услышать такие слова. Кстати, она и сегодня выступает в Москве. За что ее упрекают, называя коллаборационист
— Леон, а как вы оцениваете грузинских женщин?
— Они показались мне сдержанными, строгими и очень гордыми. В общем, не подходи. Одна нищенка сидела с закрытым лицом. Гордость не позволяла его открыть. Но кушать–то хочется… В целом я быстро понял, что с тамошними дамами нужно быть предельно осмотрительным. Потому что если ты подойдешь к какой–нибудь вроде бы свободной девушке, а потом выяснится, что она не одна, то мало тебе не покажется. Особенно с учетом того, что в Грузии очень популярны вольная борьба и бокс. Поэтому единственное, что я мог себе позволить, — улыбку. В ответ мне тоже улыбались. Но очень осторожно…