В Москве – разгоны, задержания и аресты. В Риге – тишина. В Москве – митинги за честные выборы. В Риге, где все неграждане вообще не допущены к уранам, спокойствие. Там и здесь – русские. Отчего же такие разные? На самом деле они одинаковые.
Мне кажется, что я нащупал ответ на вопрос, почему же в Латвии русские борются за свои права либо вяло, как третьесортные зомбаки, либо никак. То есть, как трупаки на все сто. Секрет этого феномена, над которым безуспешно бьются останки русской мысли Латвии, стоит начать искать в России.
Аргументы протестующих в РФ можно свести к следующему: несменяемая власть не слышит голоса либералов и не хочет честной конкуренции. Аргументы их латвийских коллег по сути те же. Несменяемая этническая власть не слышит голоса русских и не хочет честной конкуренции этносов. В российском случае, что-то совсем некрасиво вышло с нерегистрацией граждан-кандидатов. В латвийском – куда хуже. 250 тысяч человек или одна восьмая населения вообще лишена права быть и избирать кандидатов.
К этому добавлю, что демократическим путем этническое большинство поддерживает дальнейшие притеснения русского меньшинства и ликвидацию образования на русском. В России же подавляющее большинство выступает на выборах за текущую власть и подавление либерального меньшинства.
В Латвии для власти и этнического большинства все выступления против этой политики – происки Кремля и «русской пятой колонны». В России – козни Госдепа США и «либеральной пятой колонны».
Согласитесь, что ситуация не просто похожа, она — зеркальна. Но тогда почему же в РФ протестующие решаются идти против власти, нарушать законы, подставляться под полицейские дубинки? И почему в Латвии протестные марши проходят с задором достойным похорон, так незаметно и до зевоты серо? Тысячи задержанных в Москве против нуля в Риге.
Все дело именно в зеркальности ситуации. Там, где в России лево в нашем янтарном зеркале – право.
Как в большинстве своем русские в Латвии отреагировали на Майдан в Киеве? Как на происки западных русофобов с печеньками, закончившиеся кровью, переворотом и войной на Донбассе. В Риге даже попытался возникнуть свой «Антимайдан». Под влиянием российских СМИ у их Латвийских зрителей возникло стойкое неприятие к протестам в Киеве и Москве. Отложилось в голове: от протестов бывает только хуже, протестующих могут избить, посадить или даже убить.
А так как, подсознательно многие русские Латвии половиной своего мышления живут в России, то теперь каждый кадр с насилием над демонстрантами в РФ их почти радует. Дескать, там бьют агентов Запада, предателей. И это — хорошо. Но одновременно они внутренне готовы, что их в Риге тоже будут охаживать дубиналами, кидать в машины и паковать в полиции. И они даже не признаются себе, что считают это правильным. Они еще не пробовали дубинок и газа в Риге не нюхали, но уверены, что будет так же как в Москве. С поправкой, на то, что, по их убеждению, их еще будут прессовать за то, что русские. Очень страшно!
И это те самые люди, которым важна их русскость, русскость их детей и внуков. Именно они были должны по идее тысячами выйти тысячами и отстоять свои права. Но не вышли, ибо протестовать – плохо и больно.
В подтверждение моей теории, обращу ваше внимание на обсуждение московских событий в латвийских соцсетях. Те же активисты, что призывали маршами защищать русские школы и прочие права русских в Латвии, либо молчат, либо активно выступают за жесткое подавление маршей в защиту идей русских либералов в России. А те, кто сейчас выступает в защиту избитых либералов и их права на протест, сами активно выступали против протестов в Латвии или игнорировали их.
Вот и выходит, что именно жесткая внутренняя политика Кремля обеспечивает сегодня стабильность в Латвии. Что каждый удар дубинкой на площадях Москвы – удар по протестному движению Латвии. Там бьют, а тут больно и страшно. И государственникам ЛР, и русофилам под влиянием РФ.
Так что, латвийские этнополитики могут спокойно корить Россию за неоправданную жестокость, а в душе аплодировать своим заграничным оппонентам. Те показали, что русских бить не просто можно, но это в русском понимании – нормально. И даже хорошо.