- Отчасти эксперты правы. Я сам работал в системе рекрутирования и знаю, какая ситуация с молодыми кадрами. Однако сейчас наблюдается большой наплыв молодых патриотичных людей в систему Земессардзе. В этом году был самый большой конкурс на поступление в военную академию. Мы будем привлекать молодёжь для службы в армии интересными условиями, но самое главное - мы должны поднимать в обществе уровень патриотизма. Чтобы каждый житель страны понимал: его священный долг - защищать своё государство.
* * *
- Глава призывного центра Друвис Клейнс считает, что состояние здоровья молодёжи говорит о том, что к 2018 году в армию удастся набрать не более 2,5 тысячи человек. Он преувеличивает?
- Я верю ему. Мы же помним, как дети во время Праздника песни падали в обморок. Но не всё так плохо. Я сам лично видел, как молодые новобранцы Земессардзе летом этого года в учебном лагере показывали отличные результаты по физической подготовке. Так что не всё потеряно.
- Ваш предшественник Раймонд Вейонис говорил, что с 2016 года на военную службу будут привлекать студентов вузов, чтобы потом они выходили офицерами запаса. Есть такие планы?
- Мы рассматриваем такую идею, мне она нравится. Но есть и другие идеи. Например, привлекать для службы в Земессардзе студентов, которые учатся за счёт госбюджета.
- Это облегчённый вариант обязательной службы в армии?
- Скорей это понимание, что такое права и обязанности. Много студентов оканчивают вуз за счёт государства, а потом не могут найти работу. Получается, что государство вложило деньги, а отдачи от них нет. Здесь отдача будет. С министром здравоохранения мы обсуждали вариант, при котором из бюджета Минобороны мы могли бы оплачивать резидентуру для врача, но за это он пять лет должен отработать в системе обороны. Так, возможно, мы могли бы решить проблему нехватки военных врачей.
- Раньше в школах был предмет - общая военно-гражданск
- В школу, наверное, нет. Но у нас есть очень амбициозные планы, чтобы в каждой из 119 волостей были свои отряды Яунсардзе. Причём для родителей это будет бесплатная возможность занять ребёнка полезным делом, ведь воспитание яунсаргов подразумевает серьёзную физическую подготовку. Да и для детей заняться альпинизмом, спортивным ориентированием, пострелять из пневматики плюс занятия по истории - это интересно.
* * *
- Сейчас на повестке дня даже не вероятность реальных военных угроз, а гибридная война. В Европе признают, что не до конца понимают, как с ней бороться, так как это новый вид агрессии. Смысл тогда наращивать армию и вооружение?
- Да, гибридная война - это реальная опасность. Мы учимся с ней бороться, для этого осваиваем новые информационные технологии, участвуем в Центре стратегических коммуникаций, который недавно был открыт в Риге, укрепляем киберпространств
- Вы считаете, в Латвии ведётся гибридная война?
- Конечно, она есть. Просто включите телевизор и посмотрите, что показывают по российским каналам. Что касается кибератак, то во время моего второго заседания в Кабинете министров веб-сайт правительства целый день находился под натиском хакеров. Сработала защита, которая была поставлена во время президентства Латвии в ЕС. Потом было решено её оставить. Экономические санкции - это тоже элемент гибридной войны.
- Как бороться с информационными войнами? У нас демократия, и мы не можем заткнуть людям уши и закрыть глаза.
- Не можем. Поэтому надо говорить с людьми, рассказывать, объяснять.
- Кто это будет делать?
- Всё общество, в том числе и министерство обороны. Начинать надо с молодого поколения. Например, в спорте и вооружённых силах нет противоречий по национальному признаку. Люди там отлично интегрированы.
- Вы заговорили о национальном вопросе. Намекаете, что в информационной войне жертвами чаще становится русскоязычное население?
- Нет, я об этом не говорил. Латыши тоже смотрят российские каналы и слушают новости из России. Я сам включаю российский канал с новостями, но, зная объективную ситуацию, вижу искажение действительности
- А "зелёные человечки" или "рослые туристы", как их называют в Литве? Их появление возможно в Латвии?
- Мы не можем это исключать, потому что это уже случилось с другими государствами. Президент России Путин позже признал, что эти человечки были военнослужащими Российской Федерации. Но один и тот же сценарий редко повторяется. Поэтому надо готовиться к другим угрозам.
* * *
- Близко летающие к границе российские самолёты - это тоже признаки гибридной войны?
- Если сравним, сколько они летали раньше и какие самолёты летали с тем, какие летают сейчас и как часто, становится понятно, что это тоже метод психологического воздействия. Раньше к границе не подлетал ни один стратегический бомбардировщик. Сейчас это происходит постоянно.
- Почему мы беспокоимся, если они не нарушают границ?
- Это демонстрация силы. Если у моей границы находится такое количество оружия, то я не должен реагировать? Любой человек забеспокоится, если его сосед начнёт показательно заносить в свой дом автоматы и пулемёты. Вы как минимум установите в своей квартире железную дверь. Мы видим, какие деньги Россия вкладывает в укрепление вооружения, - это заставляет задуматься.
- НАТО тоже вооружается и укрепляется. Это всегда был двусторонний процесс. Мы же помним гонку вооружений между СССР и США в прошлом веке.
- Ну вот СССР и распался в итоге. Даже если не брать геополитику, наша задача сегодня - укреплять собственные границы, оборонительные силы и силы быстрого реагирования.
- Размещение в Латвии в будущем году военной техники НАТО, а также сил быстрого реагирования при нарастании напряжённости не превратит страну в прифронтовую территорию?
- Мы не можем вести себя так, как будто ничего не происходит. Если на восточной границе происходит укрепление рубежей и стягивание новейшей боевой техники, мы не можем не обращать на это внимания. Не секрет, что самая боеспособная часть российской армии находится в Псковской дивизии.
- Почему Латвия закупает старую бронетехнику и устаревшее вооружение? Какой в этом смысл?
- Это неверная информация и, скорей всего, отголоски той информационной войны, о которой я уже говорил. Закупки вообще непростая процедура. Нельзя сходить в магазин и купить баллистическую ракету или танк. Сейчас мы закупаем первые бронетранспортёр
- Далеко не все угрозы лежат в плоскости НАТО - Россия. Какие еще угрозы вы видите?
- Нам, как и другим странам, нельзя исключать терроризм, эпидемиологическ
- Что касается нелегальных беженцев, Латвия будет строить ограничительный забор по примеру Эстонии?
- Вначале мы должны провести демаркацию восточной границы; это очень непростая работа, которая требует двустороннего сотрудничества Латвии и России. Сейчас рабочая группа будет думать, как должна выглядеть наша граница и что там должно быть - забор, или камера, или что-то ещё.
- Земессардзе - добровольная вооружённая организация, являющаяся частью Национальных Вооружённых сил Латвийской Республики. В задачи Земессардзе входит участие в ликвидации последствий аварий, пожаров и чрезвычайных ситуаций, спасательные работы, обеспечение общей безопасности и общественного порядка, а также защита сухопутной территории государства и боевая поддержка и обеспечение функций Национальных Вооружённых сил с подготовкой личного состава для участия в международных операциях. В составе Земессардзе находятся 18 батальонов, разделённых на три округа обороны.
- Яунсардзе - форма образования молодёжи, которую организует и проводит министерство обороны. Цель Яунсардзе - обучение молодёжи в сфере государственной обороны, воспитание патриотизма, гражданской сознательности, товарищества, смелости, физических способностей и дисциплины. Одновременно Яунсардзе позволяет привлечь интерес молодых людей к военной службе, расширив возможности отбора личного состава для профессиональной службы.
На что будут потрачены оборонные деньги?
Расходы госбюджета на оборонную сферу в следующем году составят 1,4 процента валового внутреннего продукта (ВВП), или 309 млн. евро. В нынешнем году на оборону из бюджета выделены 254 млн. евро, или один процент ВВП. И дополнительно на следующий год - ещё 55 млн. евро.
Дополнительные средства требуются для развития различных приоритетных направлений: увеличение численности личного состава, развитие инфраструктуры, обеспечение противовоздушной обороны, системы раннего предупреждения, развитие полигона в Адажи и Лиелварде и пр.
Как заработать на обороне
- Латвийские предприятия могут получить заказы от Минобороны и от НАТО?
- От министерства они уже получают заказы. Наши предприятия строят новые казармы, шьют амуницию, поставляют продовольствие. На базе Рижского технического университета разработана новая форма для военных, "Лайма" поставляет в воинские части НАТО бутилированную воду. Что касается заказов НАТО, то пока их объём невелик. В сентябре наши предприниматели едут на специальную выставку, где все они будут предлагать свою продукцию в рамках одного бренда "Латвия". Потенциал военного экспорта есть, в основном в сфере информационных технологий и поставок продуктов питания.
Кто в ответе за мирное население
- Если на территории Латвии начнутся военные действия, кто должен позаботиться о мирном населении? Об эвакуации, о доставке продуктов, медикаментов, о бомбоубежищах?
- Это очень важный вопрос. Чтобы простые люди могли понять, объясню. В кризисное время обязанность военных - защищать страну, а задача всех других министерств, в том числе министерства внутренних дел, - защищать жителей внутри страны.
Раймонд Бергманис родился в 1966 году, окончил Рижский технический университет и Латвийскую спортивно-педаго
гическую академию, работал в Центре рекрутирования и в молодёжном ополчении Яунсардзе, а также в Латвийском олимпийском комитете. За последние годы Раймонд Бергманис выступал в качестве тяжелоатлета и участника соревнований по силовому многоборью (Strongman и т. д.), трижды принимал участие в Олимпийских играх (1992, 1996 и 2000 гг.). Является вице-чемпионом Европы по тяжёлой атлетике, обладателем шестого места на чемпионате мира, установил несколько латвийских рекордов.