Пескариков некоторые шибко продвинутые рыболовы и за рыбу не считают — выбрасывают. А зря! Иная маленькая рыбка может принести больше удачи, чем большая. Несколько лет назад на соревнованиях по зимней рыбалке Zelta asaris именно обладатель пескаря получил главный приз — 1 000 евро. В феврале эти соревнования прошли уже в четвертый раз. Соревнования — в народном классе. Рыбаки приезжали целыми семьями, много было детей, женщин.
— Приехали участники со всей Латвии — от Риги до Алуксне, — рассказывает представитель организатора соревнований — рыболовной фирмы Esma — Петр Плоский. — Были даже зарубежные гости — команда из Польши. В ней — двое членов сборной этой страны по подледному лову. А самой возрастной участницей соревнований стала дама, разменявшая седьмой десяток.
Как и в прошлые годы, было много призов. Причем не только за традиционные уловы, но и за необычные — самую маленькую красноперку, самого маленького пескаря, самого маленького окуня.
Красноперка была всего у одного рыбака из 150 участников, пескари — у двоих, а самого маленького окуня пришлось выбирать среди многих рыбаков.
Ну, а главный приз в размере 1 000 евро на этот раз выпал на счастливый билет одного из участников соревнований. Все билеты вначале положили в колесо Фортуны, перемешали, и ребенок достал из барабана билеты пяти финалистов. Затем их снова положили в барабан, покрутили и определили счастливчика. Им оказался рыбак из Адажи.
150 человек, в общем, немаленькое количество для соревнований. И все же, по сравнению с народными соревнованиями в Эстонии (как, например, в Вильянди, где участвует до тысячи человек), они куда скромнее. То ли все больше латвийцев уезжает за границу, то ли жизнь так давит на тех, кто остается, что нет желания никуда идти. Но когда жить, если не сейчас? Потому что если откладывать на потом, то потом может быть только суп с котом.
Что меня всегда подкупает в знакомых рыбаках–ветеранах — это их боевитость и задор. Ждут не дождутся начала сезона подледной рыбалки, а когда он наступает, со льда не согнать. Дождь, промозглый ветер со снегом, крепкий мороз — все это не помеха, в любую погоду на льду. Вот и на днях, когда шел дождь с мокрым снегом и когда многие молодые рыбаки остались дома, все мои товарищи–ветераны отправились на лед. А настоящий рекорд установил председатель совета ветеранов Рижского судоремонтного завода Борис Акишин — 5,5 кг отборного окуня.
— Приехал ко мне знакомый, и мы решили съездить на Вецдаугаву — на разведку. В прошлом году славно там порыбачили зимой, — рассказывает Борис Акишин. — Подъехали к реке возле терминала, оставили машину и пошли вдоль берега мимо камышей — метров 150. Там и вышли на лед. Лед, откровенно говоря, слабый. Отходить дальше десяти метров от берега не стали — там лед пробивался после первого удара пешни. Устроились рядом с берегом. Только опустили удочки — и понеслось. Поклевка за поклевкой. А какой окунь! Меньше ста граммов не попадался. Средний вес — граммов 150. Но были "лапти" и выше…
На мормышку ветеран надевал не целого мотыля, а кусочек. Тогда и рыба садилась крупнее. Правда, конкуренции у ветеранов в этот день на Вецдаугаве почти не было — всего несколько рыбаков рискнули выйти на лед.
Знакомые рассказывают о неплохой рыбалке на озере Бабитес. Но не у всех. У тех, кто умеет ловить на снасти без мотыля.
Впрочем, на любом водоеме в один и тот же день бывают разные результаты. В последнюю субботу все знакомые из Вецмилгрависа, кто в тот день был на Киш–озере, уверяли — брала только мелочь. Часам к 16 решил сам прогуляться к озеру. На берегу две машины, рыбаки из термоса попивают чай, кофе. "Как уловы?" — интересуюсь. "Нормально. Есть и хороший окунь". Ловили собеседники на глубине, но главное не это. Показали мне снасть, на которую ловили. Маленькая зеленоватая мормышка. У нас обычно принято ловить бананчиками или мормышками другого цвета — темно–красными. Рыбаки, ребята лет 30, считают, что для Киш–озера именно эти мормышки самые уловистые. Стоят в районе трех евро.
Послушал разговор еще одного рыбака со своим знакомым. Он вытаскивал красивую плотву — в среднем по 150 граммов весом. Ловил метрах в пяти от берега "на бутерброд" — пиньку (маленького крашеного опарыша) и обычный опарыш.
На Алускне отлично ловится окунь. И, как обычно, подлещик и лещ.
Известный латвийский рыбак, долголетний член сборной страны по рыбной ловле Нормундс Грабовскис вместе с бывшей супругой Ритой Верзей–Грабовской поехал на Пярнуский залив. Нормундс ловил на балансир и взял десятка два зачетных окуня (в Эстонии разрешено брать морских окуней размером не менее 19 см). Рита переплюнула сильную половину. Поймала целый полиэтиленовый пакет хорошего окуня. Это не просто фортуна. Ловила на специальную снасть для Пярну — "комбайн". Ловят там и на "секуху". Несколько латвийских рыбаков удачно ловили именно этой снастью. Единственный их совет для тех, кто едет в Пярну, — брать на лед мобильник с навигатором или компас. От берега приходится уходить на километры и назад выбираться не просто. Можно потом долго искать место, где оставили машину.
Мой друг, ветеран рыбалки Олег Пронин, рассказал историю, которая с ним произошла на Булльупе.
— Вышел на лед позже, чем обычно, — часам к 10. Удивило, что на льду ни души. Для воскресенья странно, обычно в этот день всегда много народу, — рассказывает Олег.
Клевало ни шатко ни валко, и все же восемь окуней–сковородников мой товарищ поймал. А через полтора часа он понял, почему на водоеме больше не было ни души. У берега остановилась машина муниципальной полиции, и на лед вышел молодой инспектор. Поинтересовался возрастом рыбака и не нужна ли ему рыболовная карточка. Олегу Пронину уже десять лет, как не нужна карточка, ему 75, но выглядит он не по годам молодо, так что вопрос муниципала можно понять. Но потом страж порядка заявил, что ловить на Булльупе запрещено. Первый рейд они провели еще рано утром, тогда всех, кто был на льду, и прогнали. Сейчас приехали снова.
Пронин просил разрешить ему еще хоть часок отвести душу — лед ведь хороший, сантиметров восемь. Муниципал дал только 20 минут — пока поедет проверять дальше по реке. Но когда вернется, чтобы Олега уже не было. Или не миновать штрафа.
В общем, отдохнуть хорошо в тот день Пронину не удалось. Впрочем, должен сказать спасибо, что не приехал рано утром, — тогда бы сразу погнали со льда.
Знакомый Олега был на Чудском озере. В Калласте пока можно выходить на лед не дальше километра от берега, а в поселке Омеду — три километра. Туда и поехал латвийский рыбак. В Эстонию он отправился с товарищем, с ночевкой, рыбачили два раза. За два дня на двоих взяли 8 кг окуня — по 4 на брата.
— Слабовато, за рыбалку по два килограмма окуня, — говорит Олег. — Да и размеры для Чудского не впечатляют — 100–150–граммовый окунь. Такого окуня можно и у нас поймать. И все же, когда ударят морозы, я обязательно поеду на Чудское. Не могу без него. Чудское — это моя отдушина, мое Эльдорадо. Сорок лет езжу туда за адреналином, молодостью, ну, и конечно, за отборным окунем.
Трудно сказать, ударят ли наконец настоящие морозы. Синоптики обещали, рыбаки надеялись, а получилось наоборот — жуткая теплынь. Обещают март морозный — будем надеяться. Ничего другого нам не остается. Возможно, в марте моему другу удастся наконец устроить себе праздник для души на Чудском озере. А пока латвийским рыбакам ничего не остается, как искать места для подледной рыбалки на наших водоемах. Делать это с каждой неделей все сложнее — лед тает. Но надо спешить! Когда потом удастся снова выйти на лед — только через год. А для тех, кто ловит со льда, это лучший эликсир жизни. Ни с одним женьшенем не сравнится. Начните и, я уверен, не пожалеете. Только не идите вначале на лед в одиночку — обязательно с опытными рыбаками.
Дмитрий ИГНАТЬЕВ.
26 февраля 2015. №08