Талантливый рижский поэт и композитор Аввакум сплотил вокруг себе думающую неформальную молодежь, которая не хочет, как основная масса, плыть по течению.
1 января в латвийской столице впервые прошла необычная акция в поддержку здорового образа жизни — "без алкоголя, наркотиков, сигарет и прочей дряни". Увы, на фоне всеобщего праздничного веселья она, к сожалению, осталась практически незамеченной. Хотя была весьма актуальной. Суть мероприятия с простым названием "Первый забег" заключалась в том, что несколько десятков молодых ребят в самый первый день нового года решили устроить марафон от рижского памятника Свободы до Ратушной площади. Старт был назначен на 11.00.
Наверное, иной читатель скажет: "Ну и что тут такого? Подумаешь!" А дело все в том, что акция, повторяем, была устроена 1 января, причем довольно рано. Обычно в этот день народ спит без задних ног после безудержного застолья. Как правило, Новый год без обжорства не обходится. Непременно готовятся оливье, селедка под шубой и прочие традиционные блюда и закуски. К тому же шампанское, да и более крепкие напитки льются рукой. Тут уж точно не до здорового образа жизни. Но, как выяснилось, в нашем обществе немало молодых ребят, которые совершенно не пьют даже в Новый год.
Ни грамма!
По словам 18–летней ученицы 80–й рижской средней школы Агнессы Агуреевой, она вообще не пьет и не курит. "Бегаю каждый день. Так что встать рано утром 1 января мне не составило труда. А Новый год встретила совершенно трезво", — отметила двенадцатиклассница, которая, по ее словам, из всех напитков предпочитает хороший чай. Этот же напиток под бой курантов ровно в полночь пила и студентка Рижского техникума туризма и искусства Елена Пчелинцева, которая работает аниматором детских праздников, а также дизайнером одежды.
"На Новый год я обычно не пью, а загадываю желание! — улыбнулась прекрасная Елена. И добавила: — А как специалист, могу вас заверить, что абсолютно любой праздник можно сделать интересным и веселым без всякого спиртного. Тут вопрос в желании, не говоря уже о привычке". Со студенткой согласились и другие участники Первого забега, которые на Ратушной площади устроили своего рода утреннюю гимнастику. Затем ребята еще показали, как они умеют исполнять так называемые уличные танцы. Видеоролик, рассказывающий о ходе акции, можно посмотреть на сайте молодежного танцевального движения Tanec.lv.
Выяснилось, что необычный забег организовал популярный молодежный поэт и музыкант, тренер по танцам и рэп–исполнитель Аввакум Петров, который прославился под именем Аввакум. Конечно, поначалу я подумал, что это его творческий псевдоним. Как известно, в Древней Руси был знаменит протопоп Аввакум. "Нет, это мое настоящее имя, с момента рождения!" — заверил меня Аввакум Петров. По его словам, рижский Первый забег — это аналог российского марафона "Русский — значит, трезвый!", который проходит уже не первый год.
— Откуда вы взялись такой неформальный?
— Давайте я вам сначала отвечу стихами:
Я оттуда, где холодные воды
Омывают таинственный берег.
Я из детства, где не было моды
И коварства искусственных денег.
Для меня всеё казалось просторным.
И, на русской печи валяясь,
Я планеты лепил проворно,
Еще больше в Россию влюбляясь.
Летом теплые капли с неба
Протекали сквозь ветхую крышу.
Как давно я там уже не был,
Где сугробы по горло и выше.
Где мечты зарождались и зрели,
Как простой подорожник пыльный.
Мы смеяться так звонко умели
И не знали тоски могильной.
О чем стихи? Сейчас поясню. Я родился на Соловецких островах в 1980 году. Когда мне было три годика, мы переехали под Вологду, в город Кириллов. Там я пошел в детский сад. Очень любил забраться на русскую печь и лепить из пластилина планеты, развешивая их по углам. Я представлял, что потолок, до которого легко можно было дотянутся рукой, — это космос. Хотя в космонавты не стремился. Хотел сочинять и петь. Я с детства очень полюбил творчество Владимира Высоцкого. Даже помню, когда это произошло.
Отец тогда принес домой проигрыватель и поставил пластинку (были такие прозрачные круглые мягкие диски — они шли как вкладыши в журналы). Песня "Еще не вечер" покорила меня, пятилетнего, до глубины души! А в целом я воспитывался на историях отца, которые он мне рассказывал на ночь. В них главным героем был белый рыцарь, справедливый и смелый. А вторым моим домом был Кирилло–Белозерский монастырь, в котором работали мои родители. Тогда там был музей. Мне было шесть лет, когда мы переехали в латвийский городок Саласпилс.
Когда мне исполнилось четырнадцать, я познакомился с компанией ребят. С этого, можно сказать, все и началось. Так вышло, что у кого–то была своя квартира, и я практически там жил. Это было настоящее мушкетерское братство, когда один за всех и все за одного. Так, однажды пришел Володя и сказал, что у него отобрали новую кожаную куртку. Мы все бросились искать обидчиков. Бегая по городу, пытались найти этих ребят. И вот Антон словно унюхал их. Он задрал голову и увидел, что в одном из подъездов на последнем этаже промелькнула тень.
Мы бросились наверх, а через несколько мгновений все как один попятились назад, поскольку на нас смотрел ствол пистолета. Однако никто тогда не отступил. И тем парням пришлось–таки отдать куртку. Мы были сплоченной командой, и редко, кто хотел с нами связываться. Играли на гитарах. Свои первые концерты давали на лавочках во дворах.
С палатками ходили в походы, крутились на турнике, устраивали боксерские поединки и влюблялись в девчонок из параллельных классов. Тогда и пошли первые авторские песни. А когда мне стукнуло 17 лет, я услышал о брейк–дансе. После чего в моей жизни начался совершенно другой период.
В тот момент я расстался с первой любовью, скорбел по погибшему другу. И утешение находил в упорных тренировках. Так и начались всевозможные выступления на маленьких и больших сценах в Латвии и за границей, чемпионаты по брейку, различные выступления.
— Как родилась идея устроить 1 января беговую акцию?
— Я бы не называл это акцией, хотя другое слово, наверное, найти сложно. Мы просто хотим что–то поменять в жизни. Очень много нам всем что–то навязали, и мы, как попугаи, из года в год делаем одно и то же. Мне кажется, это скучно и пошло. Скажем, скучно и пошло рубить бедную елочку, пить это кислющее шампанское, а потом валяться с головной болью 1 января и мучится похмельем. Вот мы и побежали от всего этого… Интересна была реакция окружающих, которые брели по улицам Старого города с поникшей головой. Они смотрели на нас, как на каких–то инопланетян.
— Странное место для старта вы, однако, выбрали. Полиция могла подумать, что вы решили дружно помочиться на памятник Свободы. Для 1 января такая акция в стиле английского "писающего мальчика" выглядела бы весьма естественно.
— Полиция нам особо не попадалась. Один раз проехали мимо — как раз, когда мы собирались возле Милды. Полицейские посмотрели мне в глаза и укатили. Я тогда, помню, подумал: остановятся или нет? А что они подумали, сказать сложно. Надеюсь, ничего плохого. Кстати, Второй забег мы устроим совсем скоро — 15 февраля. Он будет посвящен Дню святого Валентина. Не секрет, что в День всех влюбленных многие парочки как следует напиваются. А если будут знать, что с утра им бежать, то, надеюсь, они воздержатся от употребления алкоголя.
— Что ж, "7 секретов" непременно проследят за Вторым забегом. Успехов!
29 января 2015. №04