Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Пт, 13. Декабря Завтра: Lucija, Veldze

Беда от телефона: Во что обходится планете наша страсть менять смартфоны

моб2
Мобильник (по крайней мере) на Западе сейчас есть почти у каждого. Но как часто мы задумываемся над тем, как он производится и какой отпечаток его производство оставляет на ресурсах планеты? Журнал Sestdiena проследил путь минералов от рудника до смартфона, осветив не самые приятные моменты в создании новых технологий.

Металлы смерти

Современный мобильный телефон "оброс" камерой, возможностью слушать музыку, пользоваться интернетом и еще кучей самых разнообразных функций. Изменилась не только сама технология, но и привычки общества – нет ничего необычного в том, чтобы менять телефон, скажем, раз в год, не потому, что он сломался, а просто так.

Чтобы создать это технологическое чудо, необходим целый ряд минералов. Их все надо где-то копать. Это влияет и на окружающую среду, и на местное общество. Рудники и заводы по переработке минералов настолько нездоровое "удовольствие", что хотелось бы высказать версию – стиль музыки дет-метал (металл смерти) назван в честь рудников, где эти металлы добывают.

Вроде бы бедная страна, продавая свои минералы, смогла бы обогатиться. Однако если в стране высоко развита коррупция шанс, что население ощутит рост благосостояния... нулевой. Местные жители, работающие на этих рудниках, получают за это гроши.

Почему же не заняться чем-то другим вместо такой вредной и невыгодной работы? Это невозможно по ряду причин. Во-первых, рудники сами по себе занимают территорию: под них нужно срыть как минимум поверхностный слой земли со всем, что на ней росло. Те, кто раньше на этой земле сажал помидоры или охотился, уже не смогут этого делать.

Во-вторых, рудники засоряют воды поблизости. А значит, что и о рыболовстве можно забыть. Конечно, никакой туризм в окрестностях рудников тоже не развивается. Такой бизнес приводит к деградации окружающей среды, и местное население в результате лишается других возможностей заработать на хлеб насущный.

Как превратить Землю в Красную планету

Один из самых ярких (в прямом смысле) примеров влияния рудников на реки – река Рио-Тинто (Красная река) в Испании. Она действительно красная – такими обычно бывают сточные воды рудников, так как, пока докопаешься до нужных минералов, натолкнешься на соединения железа. Если представляете, какого цвета ржавое железо, то и цвет воды в этой реке сможете представить. Тут же присутствуют соединения, которые при встрече с водой дают кислоты. Поэтому сточные воды рудников кислые. Например, в Рио-Тинто pH воды равен 2 – примерно столько же, сколько у лимонного сока. А в столь кислой среде ничто расти не может.

А само это место стало выглядеть наподобие Марса. Кстати, и в самом деле для НАСА Красная река – ценный объект исследований, так как условия здесь могут напоминать Красную планету.

Кровавый бизнес

Будь я исполнительницей в стиле дет-метал, выпустила бы альбом о смартфонах, и первый сингл с него назывался бы "Колтан из ДРК" (то есть Демократической Республики Конго). Колтан, или колумбо-танталит, - это сырье, из которого получают тантал. Без этого химического элемента невозможно сделать ни смартфон, ни планшет, ни даже PlayStation 2. Так как в мире растет спрос на электронику, растут и объемы добычи колтана.

Конго вообще изобилует минеральными ресурсами: кроме колтана, там имеется кобальт, алмазы, золото, медь, серебро, а также нефть. Однако стране доступность минералов принесла одни беды. Здесь – крупнейшие месторождения колтана в мире, и с середины 90-х в стране идет вооруженный конфликт, в результате которого погибло около 5 миллионов человек, в том числе около 40% женщин и детей. Между собой сражаются различные группировки как из самой ДРК, так и из соседней Руанды, а финансируются они именно от торговли минералами. Людей, в том числе детей, заставляют трудиться на рудниках, рабочие вынуждены за бесценок отдавать добытое этим группировкам, которые перепродают его уже за приличные деньги и наращивают свою военную силу. Ослушаться их или продать добычу скупщику, который заплатит подороже, нельзя: в ход пойдут убийства, изнасилования, пытки и т.п.

Сейчас крупнейшим экспортером колтана вроде бы является Руанда. В то же время доклад Совета безопасности ООН сообщает о руандийских группировках, контролирующих часть рудников на востоке ДРК и контрабандой транспортирующих добычу в Руанду, откуда колтан попадает в азиатские страны. Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы высказать робкую догадку – это может быть колтан из ДРК.

В результате в ДРК уничтожаются национальные парки и другие природные ценности ради создания все новых и новых рудников. Причем среда деградирует не только на территориях рудников. Иногда рабочим приходится идти к месту работы пешком три, пять дней, а то и неделю. Понятно, что они не берут с собой автобус с едой – им приходится жить на подножном корму. Например, охотиться на диких животных. Это, кстати, одна из причин снижения численности горилл.

Сначала сырье поступает из Африки в Азию, где оно перерабатывается и, возможно, сплавляется с другими металлами. Когда оно поступает на фабрику, где из деталей собирают смартфон, давно уже невозможно разобраться, что именно откуда происходит. Если бы и представилось возможным добиться, чтобы ни в одном смартфоне не было ни капли крови из Демократической республики Конго, долго бы это не продержалось. Спрос на колтан будет расти, а в ДРК все-таки содержится 80% мировых запасов.

Битва за воду

Одного колтана и крови недостаточно для создания смартфона. Как правило, в его состав входят также золото, серебро, алюминий, иридий, медь, олово, палладий, платина, а батарейка содержит литий.

Чаще всего за литием, необходимым для батареек, приходится отправляться в места, где есть соль. Соленые озера в Боливии, Чили, Аргентине и Австралии – самое то! Вода из озер испаряется, а соль остается. А так как осадков там мало, то соль не разбавляется снова. В таких местах и без того бывают проблемы с пресной водой и для людей, и для сельского хозяйства. Если начинается активная добыча лития, то для этого тратится вода. Например, в том регионе Чили, где добывают литий, его добыча забирает 60% местных водных ресурсов. За каждую каплю воды соперничают добыча лития, сельское хозяйство, туризм и повседневные нужды людей. Так как растет и спрос на литиевые аккумуляторы, и число людей, и их аппетиты, вряд ли все заинтересованные стороны смогут решить дело миром и разойтись по-хорошему.

Проблема и в том, что минералы в чистом виде не встречаются. Из руды сначала нужно все полезное извлечь, чтобы потом сделать телефон. Самый дешевый способ извлечь из золотой руды золото – это использовать раствор цианида для его растворения и потом получить оттуда чистое золото. Отработанный раствор куда-то надо девать. Цианид дешев, но токсичен.

Бывали случаи аварий в хранилищах этих жидких отходов, когда содержимое попадало в окружающую среду. Авария 2000 года в Румынии буквально выключила на две недели все процессы жизнедеятельности в ближайших реках. Если утечка жидких отходов происходит регулярно, как, например, в рудниках на Папуа – Новой Гвинее, людям приходится жить среди отравы и пить ядовитую воду.

Добыча олова убивает леса, море и людей

Еще одна сторона этой "золотой медали" – мышьяк. При обработке золотоносной руды раствором цианида находившийся до того в состоянии покоя мышьяк "мобилизуется" и начинает свой путь к человеку.

Примерно треть добываемого в мире олова происходит с островов Банка и Белитунг в Индонезии, где проживает около миллиона человек. Олова тут много, и его добывают и на суше, и на море. Добыча одного этого богатства острова уничтожает все остальные богатства. Вырубаются тропические леса. Даже если после того, как рудники будут выработаны, и делается попытка посадить лес заново, там ничего не растет, потому что почвы полностью деградирует. Чистая питьевая вода для миллиона жителей острова тоже становится все более редким явлением.

Добыча олова на острове Банка убивает не только природу, но и людей. В шахтах регулярно происходят обвалы. Для тех, кто работает официально, полученную производственную травму можно даже считать большой удачей: расходы на лечение оплачивают, а если удастся выздороветь, берут обратно на работу. У работающих нелегально никаких гарантий нет – только кирка, руки и догадка, где копать. Среди них под обвалами погибает в среднем один человек в неделю.

Олово добывают и в воде: приходят крупные суда, выкачивают часть донных осадков, а после отделения олова пустую породу выбрасывают обратно в море. Это убивает коралловые рифы, а в таких местах от кораллов зависит вся остальная водная экосистема. Гибель кораллов и мутная вода не нравятся рыбам, поэтому и о рыболовстве постепенно придется забыть. Таким образом, бывшие рыбаки становятся искателями олова в море.

Это означает, что они ныряют с самодельной экипировкой сомнительного качества, прорубают подводные ходы и ищут олово. Обрушение таких ходов – не редкость. Если повезет, ныряльщиков сразу поднимают наверх и, пока они без сознания, врачи выкачивают у них из легких олово.

В основном гибель на полулегальных или нелегальных рудниках либо деградация среды имеет место в странах, где законодательство в области экологии и безопасности труда слабое, зато процветает коррупция. В Евросоюзе экологические законы относительно строги – нельзя делать все, что придет на ум, только потому, что так дешевле. Однако и здесь они не предохраняют от всех бед. Еще свежа в памяти авария 2010 года в Венгрии, когда рухнула дамба при хранилище жидких отходов алюминиевых рудников. Да, алюминий тоже входит в состав смартфона. Тогда поселок и соседний городок накрыла волна грязи высотой 1-2 м, погубив 10 человек, пострадавших было около 150. Что же произошло? Вроде бы все делалось по правилам. Одна из версий: виновато слишком сырое лето. Возможно, стены плотины настолько пропитались водой, что не выдержали. Вторая версия – человеческий фактор. Его исключить никакими законами невозможно.

Остановить потребительское безумие!

Ясно, что в смартфонах полно минералов, добыча которых резко отрицательно влияет на окружающую среду и на местное общество. Я здесь описала лишь некоторые из них. Что же делать? Разве я сама святая и не использую электронные устройства? Нет, я не святая. У меня есть телефон, и эту статью я тоже не писала от руки.

Однако есть вещи, сделать которые можно и нужно. Во-первых, не обращать внимания на предложения операторов связи менять телефон каждые полгода. Во-вторых, сдавать старые и негодные электротовары в специальные приемные пункты, чтобы хотя бы часть минералов перерабатывалась повторно, а не снова выкапывалась. Коробки для сбора таких отходов есть во многих супермаркетах. Да и при покупке нового телефона магазин должен принять старый. В-третьих, стоит подумать: действительно ли так уж нужно менять устройства только потому, что появилось что-то новое? Для "зеленого" образа жизни главное – не покупать вещи, без которых можно обойтись.


Элина КОЛАТЕ (Sestdiena).

Перевод – Юлия РУДОКАЙТЕ.

Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Россия остановила экспорт пшеницы в Сирию

Российские экспортеры пшеницы обеспокоены неопределенностью относительно новых властей Сирии и возможными задержками оплаты, пишет Reuters.

Российские экспортеры пшеницы обеспокоены неопределенностью относительно новых властей Сирии и возможными задержками оплаты, пишет Reuters.

Читать
Загрузка

«Это был тяжёлый день»: Маэстро концертом почтил память Ланы (ВИДЕО)

В этом году 11 декабря исполнилось бы 85 лет Лане Паулс - жене и верной спутнице Раймонда Паулса. Ныне почившей.

В этом году 11 декабря исполнилось бы 85 лет Лане Паулс - жене и верной спутнице Раймонда Паулса. Ныне почившей.

Читать

Чудеса от Latvija.lv: счета бизнесмена заблокированы из-за непрочитанного уведомления о штрафе

У предпринимателя Яниса Ошлейса были заблокированы все банковские счета, потому что Юрмальское самоуправление сообщило ему о штрафе в 50 евро только по электронной почте и не напоминало о штрафе до тех пор, пока судебный пристав не приступил к работе и не заблокировал банковские счета, сообщает бизнесмен в микроблоге «x».

У предпринимателя Яниса Ошлейса были заблокированы все банковские счета, потому что Юрмальское самоуправление сообщило ему о штрафе в 50 евро только по электронной почте и не напоминало о штрафе до тех пор, пока судебный пристав не приступил к работе и не заблокировал банковские счета, сообщает бизнесмен в микроблоге «x».

Читать

Кто бы мог подумать: ответственность за проблемы с е-адресами несут руководители высшего звена

В связи с проблемами, возникшими с использованием электронных адресов на портале "Latvija.gov.lv", выявлены должностные лица, которые не выполняли свои рабочие обязанности со всей ответственностью, и до понедельника, 16 декабря, они должны представить письменные объяснения, сообщил журналистам в пятницу директор Государственного агентства цифрового развития (ГАЦР) Йоренс Лиопа.

В связи с проблемами, возникшими с использованием электронных адресов на портале "Latvija.gov.lv", выявлены должностные лица, которые не выполняли свои рабочие обязанности со всей ответственностью, и до понедельника, 16 декабря, они должны представить письменные объяснения, сообщил журналистам в пятницу директор Государственного агентства цифрового развития (ГАЦР) Йоренс Лиопа.

Читать

С каждого по «лишнему» центу: люди жалуются на странности организации публичного катка в Риге

«Каток - это здорово, но придумать цену в 2,49 евро за час и извиняться перед всеми, что у них нет цента сдачи, и сделать оплату только за наличные и в неконкурентной среде - это вау! Речь идет об аренде коньков, за которые даже 3 евро в час было бы вполне демократично, а люди были бы готовы платить и 5 евро в час, но 2,49 - наверное, была очень глубокая мысль», -  пишет житель Риги в социальной сети X.

«Каток - это здорово, но придумать цену в 2,49 евро за час и извиняться перед всеми, что у них нет цента сдачи, и сделать оплату только за наличные и в неконкурентной среде - это вау! Речь идет об аренде коньков, за которые даже 3 евро в час было бы вполне демократично, а люди были бы готовы платить и 5 евро в час, но 2,49 - наверное, была очень глубокая мысль», -  пишет житель Риги в социальной сети X.

Читать

Вот он — рабский труд: насколько в Латвии низко ценятся профессиональные переводчики

Продолжая цикл статей о том, сколько в Латвии реально зарабатывают люди разных профессий, публикуем письмо читательница портала la.lv Санты, которая работает переводчиком.

Продолжая цикл статей о том, сколько в Латвии реально зарабатывают люди разных профессий, публикуем письмо читательница портала la.lv Санты, которая работает переводчиком.

Читать

Андрей Козлов:»У слуг народа кризиса нет. И не будет!» Почему Сейм снова отклонил инициативу партии «Стабильности!»

Считать деньги в чужом кармане - неприлично, но только если речь не идет о тех, чей карман наполняют - причем, щедро, - налогоплательщики, считает член партии "Стабильности!" Андрей Козлов.

Считать деньги в чужом кармане - неприлично, но только если речь не идет о тех, чей карман наполняют - причем, щедро, - налогоплательщики, считает член партии "Стабильности!" Андрей Козлов.

Читать