Вопрос о том, как заставить коммерческие банки делиться огромными сверхприбылями, которые они уже год получают благодаря политике Европейского центрального банка (ЕЦБ), обсуждается уже давно. Но публикация Банком Латвии (БЛ) данных о результатах деятельности коммерческих банков, похоже, стала той каплей, что готова переполнить чашу терпения.
По данным БЛ, за первые шесть месяцев этого года латвийские кредитно-финансовые учреждения, абсолютное большинство которых составляют банки, получили прибыль в размере 335,9 млн. евро. Это в 2,6 раза больше, чем за соответствующий период 2022 года, и даже больше, чем за весь прошлый год.
При этом на фоне огромных прибылей рост "обычного" бизнеса банков в первом полугодии текущего года был незначительным. Так на конец июня текущего года остаток кредитов, выданных латвийскими кредитно-финансовыми учреждениями резидентам, составлял 13,38 млрд. евро, что всего на 4,6% больше, чем год назад. Остаток вкладов, привлеченных от резидентов, на конец июня составил 17,73 млрд. евро, что также на 4,6% больше, чем годом ранее. Учитывая 8-процентную инфляцию, это означает, что объем кредитов и депозитов фактически снизился. А прибыль выросла в 2,5 раза!
На это несоответствие обратил внимание и новый президент Латвии Эдгар Ринкевич: "Реальность такова, что кредитование бизнеса в регионах Латвии слабое или практически отсутствует и часто заканчивается за пределами Риги".
Фактически, это означает, что прибыль банкам обеспечивают нынешние заемщики. Этот вопрос рассматривался вчера бюджетно-финансовой комиссией Сейма. Как пояснил "Неаткаригае" председатель комиссии, бывший министр финансов Янис Рейрс, банки сейчас необоснованно применяют процентную ставку EURIBOR к ипотечным кредитам, получая огромную прибыль за счет заемщиков. Поскольку сами банки теперь обладают достаточным капиталом, они не обязаны платить Европейскому центробанку EURIBOR по тем деньгам, которые сами предоставляют клиентам. Однако они продолжают применять эту ставку при выдаче кредитов, получая выгоду, но не задумываясь о последствиях - а ведь в 2010-11 гг. десятки тысяч трудоспособных людей уже покинули Латвию из-за невыплаченных кредитов. Ситуация может повториться. "Я удивляюсь, как сами банки этого не понимают", - сказал г-н Рейрс.
Вопрос о сверхприбылях в банковском секторе должен был обсуждаться вчера на Координационной рабочей группе по совершенствованию налоговой политики, собравшейся после каникул под председательством Министерства финансов и состоящей из представителей правительственных партий, государственных служащих и социальных партнеров правительства. По словам Кристине Менники, советника по стратегическим коммуникациям министра финансов Арвила Ашераденса, на вчерашнем заседании рабочей группы планировалось обсудить два возможных "элемента налоговой нагрузки на банковский сектор - краткосрочный и долгосрочный" (т.е. временный чрезвычайный налог или "налог солидарности" или постоянное повышение ставки корпоративного налога).
Однако группа не приблизилась к каким-либо конкретным решениям в области банковского налогообложения. Как рассказал "Неаткаригае" один из участников заседания, встреча началась с обстоятельной презентации минфина о сценариях возможной налоговой реформы. Затем в разговор вмешался Улдис Пиленс, идейный лидер "Объединенного списка", и начал задавать абстрактные философские вопросы о целях налоговой реформы, о том, как она поможет росту Латвии и т.д. Началась дискуссия о больших целях налоговых изменений, которые затем должны быть определены на следующем заседании рабочей группы.