Для реализации первой идеи - создания "коалиции желающих" - канцлер Ангела Меркель серьезной поддержки в Европе, однако, не нашла, а корабли НАТО пока не должны останавливать лодки с беженцами. Поэтому гораздо более реалистичным кажется план не давать беженцам пересечь границу между Грецией и Македонией. Несмотря на зимний холод и шторма на море, с начала этого года на греческие острова прибыли уже около 80 тысяч мигрантов. И с наступлением весны их будет становиться только больше - в прошлом году в октябре и ноябре порой на острова прибывало до 10 тысяч человек в день. Куда же они двинутся, если Македония построит забор вдоль своей южной границы и таким образом перекроет основной маршрут? По этому поводу есть несколько предположений.
Основной маршрут
В настоящее время Македония заканчивает строительство забора на границе с Грецией. В два ряда, обнесенный колючей проволокой, высотой в 2,5 метра - подарок из Венгрии, у которой уже большой опыт строения подобных заграждений. Необходимо перекрыть 37 километров - "критическую зону" - в долине реки Вардар, говорится в сообщении из Скопье. При этом ставка делается также и на природный ландшафт, поскольку дальше на восток и запад местность становится все более дикой - карстовые горы и большие озера значительно осложняют путь потенциальным нарушителям границы. Кроме того, вместе со своими македонскими коллегами патрулируют эту территорию также и пограничники стран Вышеградской группы.
Уже начиная с ноября, по "балканскому маршруту" пропускают лишь беженцев из Сирии, Ирака и Афганистана, поскольку они спасаются от военных действий. Все остальные, и, прежде всего, североафриканцы из стран Магриба, пытаются либо пересечь границу по фальшивым документам, либо перейти ее нелегально, либо же обращаются к контрабандистам. Однако даже беженцам из стран, где идет война, попасть в Македонию не так-то просто - в среднем пограничники пропускают около 2000 человек в день, остальным приходится ждать в греческих лагерях беженцев или же просто на улице. Это ограничение было введено в конце января, якобы потому, что следующие за Македонией страны - Сербия, Хорватия и Словения - находятся на грани своих возможностей по приему и транспортировке беженцев.
Путь через Болгарию
Около девяти процентов мигрантов прибывающих в Сербию въезжают не со стороны Македонии, а из Болгарии. Об этом писала сербская газета Večernje novosti еще в августе прошлого года, ссылаясь на данные волонтерского центра помощи беженцев в Белграде. То есть, можно говорить уже о десятках тысячах людей, которые попали в Западную Европу через Болгарию. Если взглянуть на карту, то этот путь кажется вполне логичным: протяженность границы между Болгарией и Турцией - 240 километров, и лишь на некоторых участках с болгарской стороны установлены заграждения. Маршрут через Стамбул, а затем приграничный турецкий город Эдирне позволяет мигрантам избежать опасного путешествия через Эгейское море и сэкономить при этом около 1200 долларов, которые они вынуждены платить нелегальным перевозчикам.
Однако для специалистов такой маршрут вовсе не кажется логичным: жестокость болгарских полицейских по отношению к беженцам давно известна. Именно поэтому страну нередко критикуют правозащитные организации. В некоторых "памятках для беженцев", которые можно найти в интернете, Болгария находится на первом месте среди стран, которые рекомендуется обходить стороной. Журналисты DW встречались с беженцами, которые рассказывали об избиениях, унижениях и грабежах со стороны болгарских силовиков. В октябре прошлого года пограничники даже застрелили афганского беженца, когда тот в составе группы мигрантов пытался прорваться через турецко-болгарскую границу. Но контрабандисты, дающие взятки полиции, могут и тут организовать достаточно безопасное передвижение. Издание Wall Street Journal в ноябре опубликовало собственное расследование, согласно которому ежедневно в Сербию через Болгарию нелегально перевозятся около 500 человек. Цена вопроса - до 2700 евро в каждом отдельном случае.
Восточно-балканский маршрут
В Румынии до сих пор видели не так уж много беженцев, по сравнению с соседними странами, однако тем более изощренны здесь попытки нелегального пересечения границы. В январе были задержаны 60 мигрантов из Пакистана, Ирака, Марокко, Афганистана и Сомали, пытавшиеся перейти границу с Сербией ночью, вооружившись приборами ночного видения. В 2014 году были даже предприняты две попытки добраться до территории Румынии напрямую из Турции через Черное море. В последнее время официальные власти отмечают рост числа беженцев со стороны Украины и Молдавии - как правило, речь идет об афганцах, добравшихся туда через страны Центральной Азии. По их словам, затем они планировали добраться до Венгрии.
Беженцы часто обмениваются информацией и новых маршрутах в Европу
Будапешт намеревается прикрыть этот путь испробованными средствами и уже не раз заявлял о строительстве забора на границе с Румынией. Это стало бы самой масштабной стройкой, инициированной правительством Виктора Орбана. Ведь протяженность границы с Румынией - 443 километра - значительно превышает частично обнесенные сейчас забором границы с Сербией (151 километр) и Хорватией (329 километров).
Маршрут через Адриатическое море
"Новые маршруты через Албанию уже набирают популярность. Оттуда путь должен будет вести через Черногорию и Хорватию, что мы в свою очередь хотим предотвратить", - объявил в конце января Ранко Остоич, теперь уже бывший министр внутренних дел Хорватии. Он стал первым официальным лицом, который заговорил о возможном маршруте беженцев через Адриатику. До этого момента заявления носили скорее спекулятивный характер.
К примеру, в сентябре прошлого года хорватский эксперт по вопросам миграции Анделко Милардович в интервью газете Jutarnji list прогнозировал: "Зимой мы ожидаем появления нового маршрута, который будет вести через Средиземноморье и Черногорию". Обоснование - вдоль побережья, мол, значительно теплее, нежели в центре Балкан. В то же время, это означало бы необходимость пересечь больше границ, поскольку наряду с Грецией, Албанией, Черногорией, Хорватией и Словенией у Боснии также есть несколько километров морского побережья.
До сегодняшнего момента, однако, мало кто решился на такой путь. Это подтвердил в интервью DWи глава правительства Черногории Мило Джуканович. "В то же время мы подготовили все наши структуры на тот случай, если на самом деле произойдет изменение основного маршрута", - отметил он. В качестве ответственного кандидата на вступление в ЕС, Черногория, мол, готова претворять в жизнь политику в отношении мигрантов, о которой было достигнуто соглашение в Брюсселе.
Маршрут через Косово?
Если беженцам в конечном итоге действительно придется огибать на своем пути Македонию, то вполне можно себе представить возникновение маршрута в Сербию через Албанию и Косово. Поскольку Сербия до сих пор не признает независимость Косова, объявленную уже восемь лет назад, сербским политическим элитам будет крайне непросто установить явный контроль на границе со своей некогда южной провинцией. Никакая это не граница, продолжают утверждать в Белграде, это всего лишь "административная черта". Тем не менее среди экспертов считается маловероятным, что этот маршрут станет массовым.