Крейсер «Байя»
После присоединения Бразилии к Антанте оба корабля приняли участие в Первой мировой. Они даже успели немного повоевать в районе Северной Африки, после чего официальная бразильская история записала на боевой счёт одного из крейсеров какую-то немецкую подлодку.
После окончания войны корабли прошли модернизацию, которая позволила им дотянуть до начала Второй мировой — корабли начали сопровождать конвои в Атлантике.
В это время «Байя» снова «потопил» подводную лодку глубинными бомбами. Правда, не совсем понятно, какую. Ведь известно, что за время войны бразильцы уничтожили всего одну немецкую субмарину — U 199. Причём это была заслуга не моряков, а лётчиков.
Завтрак для акул
«Байя» и «Риу-Гранди-ду-Сул» продолжили свою службу в Атлантике и после окончания войны в Европе. Теперь они выполняли роль спасательных кораблей на транзитном маршруте американских самолётов, пролетавших над океаном из Америки в Африку и далее — на Ближний Восток.
В последних числах июня 1945 года крейсер «Байя» вышел в море на очередное дежурство. Он должен был занять позицию в пятистах милях к востоку от бразильского побережья и сменить там дежурный эсминец.
По прибытии на позицию корабль начал патрулировать район.
На 4 июля командир «Байи» запланировал учения ПВО, включавшие стрельбы из 20-миллиметровых «эрликонов» по воздушному змею. Учебную цель крейсер должен был буксировать за собой.
В назначенный день утром корабль застопорил машины для запуска учебной цели и затем снова дал ход. Учения начались. Но продлились недолго…
Внезапно прогремел страшный взрыв, буквально превративший корму «Байи» в щепки.
Крейсер затонул в течение нескольких минут, унеся с собой на дно половину экипажа.
Гибель корабля пережили около двухсот человек. Однако экипаж «Байи» не успел дать сигнал бедствия. Никто из находившихся в округе не знал о его трагической судьбе.
В результате 8 июля прибывший на смену «Риу-Гранди-ду-Сул» не обнаружил коллегу на позиции.
К этому времени большинство выживших погибли. Раненые и обожжённые моряки не смогли продержаться так долго, цепляясь за обломки затонувшего крейсера. Многие члены экипажа стали жертвами акул, привлечённых на страшное пиршество запахом крови.
Спасение выживших, снятое с борта «Рио Гранде ду Сул». По словам очевидцев, лодка была окружена акулами. Из четверых спасённых моряков выжили только двое...
Возможно, из них бы не выжил никто, если бы не острый слух поварёнка британского торгового судна «Бальфе». Юноша доложил своему капитану, что слышал странные звуки за бортом, которые сперва принял за крики птиц.
Судно немедленно изменило курс, и вскоре его экипаж заметил терпящих бедствие моряков. Англичане подобрали 37 бразильских военнослужащих.
Лишь после этого «Бальфе» сообщил о гибели крейсера, и бразильские корабли начали спасательную операцию. В итоге удалось спасти ещё 11 человек. Однако многие из них вскоре погибли.
Так трагедию на «Байе» пережили лишь 36 членов команды. Всего же в результате катастрофы погибло 335 бразильцев и 4 американца.
Потопить крейсер по бразильской системе
Гибель крейсера вызвала шок в Бразилии. А виновником трагедии назвали немецкую подлодку U 530 обер-лейтенанта цур зее Отто Вермута.
U 530 в порту Рио-де-Жанейро на пути в США. На переднем плане - U-977
Дело в том, что 10 июля 1945 года субмарина пришла в Аргентину и сдалась местным властям. Неожиданное появление подлодки мгновенно породило сплетни о возможной доставке Адольфа Гитлера, Евы Браун и Мартина Бормана в Южную Америку. А заодно немецкий корабль обвинили в потоплении бразильского крейсера.
Ещё одним возможным виновником потопления «Байи» называли U-977 Хайнца Шеффера. Его лодка тоже прибыла в Аргентину и была интернирована 17 августа 1945 года. В дальнейшем и она, и U-530 были переданы США, где и потоплены в 1946 году на учениях.
Южноамериканская пресса писала об этом взахлёб. В итоге, устав от сплетен газетчиков, военно-морское министерство Аргентины выпустило официальное коммюнике, опровергавшее домыслы о высадке нацистских бонз и гибели «Байи».
Как рассказали спасенные моряки, в трагической истории крейсера всё было гораздо банальнее…
Во время проведения учений военнослужащие не учли один важный момент.
На скорострельных зенитных орудиях отсутствовали ограничители углов наведения, в частности, вертикальной наводки. При стрельбе учебная цель заведомо снижалась, а вместе ней снижалась и линия огня… пока не пересеклась с глубинными бомбами на срезе кормы.
Говоря простыми словами, бразильские зенитчики, стрелявшие из «эрликонов» по воздушному змею, опускали стволы орудий всё ниже и ниже к корме, стараясь не упустить его из прицелов. Как только змей опустился до уровня кормы крейсера, вести огонь стало опасно. Однако горячие бразильские парни так увлеклись стрельбой, что этого не заметили.
Кто-то и них выстрелил по глубинным бомбам, которые, сдетонировав, и разорвали корму «Байи» в клочья.
Таким образом, бразильский флот отметился в морской истории одной из самых нелепых потерь корабля. Гибель «Байи» могла бы претендовать на премию Дарвина.
Трагедия «Байи» на страницах бразильских газет: слева — немногие выжившие, справа — они же, несущие гробы своих менее удачливых боевых товарищей
Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Ведь из-за чьей-то непредусмотрительности на божий суд отправились более трёхсот душ.
Любопытно, что крейсер «Байя» внёс вклад в русскую культуру. После его визита во Владивосток в 1911 году поэт Игорь Северянин посвятил кораблю стихотворение«Бразильский крейсер». Стихи Северянина впоследствии положили на музыку. Одноимённую песню исполнял великий певец Александр Вертинский.
Источник warhead.ru