"Летом я ездил по Латгалии, встречался с людьми: крестьянами, бизнесменами, работниками самоуправлений, людьми искусства… И всюду (причем не только в моей любимой Латгалии, но и в Риге), слышал одно и то же: безработных полно, а желающих работать нет, - пишет Виктор Авотиньш в "Неаткариге".
Во-первых, заметно желание части людей трудоспособного возраста паразитировать, жить за счет государства.
Как я уже говорил, возможно, ситуация в Латгалии в этом плане самая драматичная, но Латгалия мне не кажется исключением среди других регионов.
Напомню, что сказал председатель Ливанской краевой думы Андрис Вайводс: «Наши предприниматели ищут квалифицированных сотрудников по всей Латвии. Фабрики везут работников из Даугавпилса, потому что на месте некому работать. Но безработица, хоть и снижается, составляет 13%. Как такое может быть? А так: сейчас в Латвии человек, который хочет работать, не получает достойную зарплату.
Более того, сейчас мы пособиями испортили целое поколение людей. Но если тот, кто живет на пособия, получает больше, чем кормилец семьи, который работает за минимальную плату и содержит нескольких детей, откуда у человека мотивация работать? Мы разрушаем общество».
Полностью согласен с господином Вайводсом. Сейчас система социальной помощи не может оценивать каждый отдельный случай. Но это значит, что ее надо менять. Например, если безработный отказывается от соответствующей его возможностям работы, его пособие должно заметно снижаться. Если он повторно отказывается от соответствующего предложения, он может остаться без пособия.
Во-вторых, если с трудностями в поисках рабочей силы сталкиваются около 40% латвийских предприятий, если количество свободных рабочих мест (17,6 тысяч в середине года) позволяет говорить о кризисе на рынка труда, то таких социальных манипуляций, очевидно, не хватит. Нужно комплексное (занятость, безработица, рынок труда, переквалификация…) профессиональное изучение ситуации и соответствующие политические выводы.
И еще, я допускаю, что в определенной мере в появлении этой паразитической части общества, в их отношении к работе на свой лад виноваты и сами работодатели. Вспомним хоть 1990-е, хоть более поздние времена…
Было ведь даже такое, что труд человека официально, открыто оценивался в 15, 20 латов в месяц… Не говоря уже о всех остальных манипуляциях, чтобы не платить налоги. Возможно, даже можно сказать, что работодатели теперь получают то, что заслужили. Потому что их отношение к работникам и государству теперь привели к паразитическому отношению к труду у самих работников.
Я не понимаю, почему в Латвию надо импортировать филиппинцев – шоферов грузовых машин. Если только не предположить, что власти вместе с работодателями «скоординированно» не участвуют в развращении уже следующего латвийского поколения. Потому что итоговая отдача для государства в перспективе будет намного выше, если будут искаться или обучаться местные, латвийские люди. Это ведь не экзотическая профессия. Но, очевидно, что про интенсивное и целенаправленное обучение безработных в Латвии говорить нельзя.
И поэтому я считаю, что безработица и – одновременно – нехватка рабочих рук в этих сферах созданы искуственно, если не являются ситуацией, вызванной качеством политики.
И одна из причин, которая создает такое положение дел, это, простите, устоявшаяся некомпетентность управления. Нехватка профессиональных менеджеров. Если с дефицитом рабочей силы, насколько это возможно, не справиться в рамках одного местного рынка труда, ясно, что роль иммигрантов на этом рынке будет только расти. И это на свой лад будет свидетельствовать и о дальнейшей (осознанной) деградации местной рабочей силы".