«Самая оптимистичная оценка ситуации говорит, что бюджет может быть принят и подписан 31 марта. Последняя неделя марта — самая оптимистичная оценка... Есть определенная процедура, как бюджет создается — это первое. Во-вторых, мы должны его согласовать с Еврокомиссией. Концептуально он согласован, но, все-таки, когда он будет закончен, его необходимо согласовать. Есть время, которое мы должны дать Комиссии, чтобы проверить бюджет и его подтвердить — и тогда идет уже процесс голосования в парламенте», — отметил Ашераденс.
Бывший министр экономики Даниэль Павлютс («Развитие/За!») добавил, что в данный момент система стала более эластичной — и целый ряд программ не будет вынужден выживать на 1/12 бюджета: «Конечно, нехорошо, что нет бюджета, но все не так плохо. Есть целый ряд программ, которые в рамках трехлетнего бюджета получили дополнения: полицейские, медперсонал, судьи и так далее. Есть целый ряд профессий, которые получили дополнительные средства, ранее им обещанные»
Лидер КПС Артус Кайминьш подчеркнул: одним из негативных последствий отсутствия бюджета могут стать сложности с Moneyval, Комитетом экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием теневых капиталов и финансированием терроризма. Латвии грозит включение в «серый» список, что будет иметь самые печальные последствия.
По словам Ашераденса, ситуация немного лучше, чем если бы стране пришлось жить на 1/12 бюджета. «На сегодняшний день мы работаем в так называемой проекции на три года вперед, используем ту проекцию бюджета, которая на определенный год уже принята, что немного улучшает ситуацию. Но есть огромное количество маленьких программ, финансирование которых не включено в основной бюджет. Они заканчиваются к концу года и не продолжаются в следующем, они могут быть открыты только с помощью бюджетного процесса. Довольно неприятная ситуация, но будем решать проблемы по мере их поступления. Но не раньше, чем к концу первого квартала мы можем принять бюджет», — подчеркнул глава Минэкономики.
«Макроэкономического отрицательного эффекта мы не ожидаем, но, конечно, будут неприятные моменты. И каждый такой неприятный момент — это непродолженная целевая программа, люди, зарплаты, какие-то неосуществлённые затеи», — считает Павлютс.
«Я смотрю очень позитивно: бюджета нет, правительства нет. Я считаю, это позитивно, потому что это первый год за последние 10 лет, когда у нас с 1 января не меняются налоги. У нас появилась реальная стабильность в налоговой системе, это позитивно влияет на бизнес, доверие бизнеса правительству... Пока мы как общество можем вздохнуть, пока новых налогов нет», — заявил политолог Филипп Раевский.