Накануне католической Пасхи глава латвийских лютеран архиепископ Янис Ванагс сказал о том, что христианские ценности находятся в опасности. Если их не укреплять, вполне возможно, через 50 лет Латвия станет мусульманской. Чуть позже глава Латвийской католической церкви Збигнев Станкевич отчасти поддержал эту мысль, сказав, что беженцев нужно принимать осторожно. Портал press.lv попросил господина Станкевича прокомментировать эти опасения.
-То что наиболее угрожает христианским ценностям, это грех, который исходит из сердца человеческого. Как говорит Христос: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7:21-23).
Переводя на современный язык, это недуги обществa потребления - жадность, которая приводит к коррупции, к организованной преступности, к нарушениям прав человека. Это ложное понимание свободы, которое игнорирует границы обозначенные Богом и природой человека. Кроме того надо принимать во внимание, что мы живем в эпоху глобализации и эти процессы охватывают весь мир, в том числе, и Латвию и Россию. Недавно я прочитал, что наибольшее религиозное мероприятие в Москве, это "Намаз" - мусульманская общая молитва. Пусть каждый себе делает выводы.
Пока Латвийская мусульманская община невелика, и если большие латвийские христианские конфессии будут выполнять свое задание (будут в состоянии ответить на духовные потребности людей, чтобы они не оставались голодными и не искали пищи в исламе или в эзотерическом мире - у колдунов, целителей, гадалок) и государство будет в состоянии осуществить разумную миграционную политику, то нам такая опасность не грозит.
- Как же нам нужно укреплять свои ценности и свои идеи?
-Мы должны преодолеть разрыв между литургией и жизнью, должны углубить свое понимание христианских ценностей и идей. Проблема заключается в том, что у нас есть много крещеных людей, часть из которых даже ходит в церковь, но в ценностях, которые они реализуют в жизни, зачастую это не воплощается. Как каждый компьютер имеет свои настройки (settings), так и сегодняшний мир имеет свои языческие настройки - деньги, удовольствие, власть и тд. Апостол Иоанн пишет: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Иоан.2:16).
И мы, христиане, зачастую живем в этом мире как язычники. В церкви благочестиво помолимся, а выходя из неё, живём как язычники. Где проблема? Иисус говорит: Когда сойдет на вас Святой Дух, вы получите силу и станете Моими свидетелями (Деяния 1:8). Это означает, что благодать, которую получаем в таинствах, не приносит плода. Она не используется, не задействована.
Св. Павел говорит: «Горе мне, если я не проповедую [Евангелие]» (1Кор.9:16). Укреплять свои ценности - это значит позволить Святому Духу, которого мы получаем в крещении, действовать и быть Ему послушными. Мы не должны быть пассивными, но активными как в духовной, так и в общественной жизни в соответствии со своим профессиональным и жизненным призванием. Те, которые не признают себя христианами, должны понимать, что Западная цивилизация построена на христианских ценностях, они должны знать, ценить и защищать эти корни. Сила западной цивилизации, жизнеспособность до сегодняшнего дня выходит из Евангелия, из того факта, что она коренится в Евангелии.
- Что главное нам мешает сохранять свое мировоззрение?
-Теплохладность. Мы должны решить, на какой стороне будем стоять. Иначе мы хромаем на обе ноги, как Бог говорит пророку Исайе.
Логическим последствием пассивности христиан в общественной области есть постепенное изменение закона о государственном управлении, в которое встраиваются параметры, противоречащие истине о человеке, что в конечном счете приносит вред современному обществу и государству. Одним из наиболее ярких примеров является, так называемая, гендерная политика. В других странах, это ограничения свободы слова. Правде о человеке также угрожает слияние государственных структур со структурами преступного мира.
- Как же выбирать беженцев, которым помогать, а которым нет? Как не перепутать просящего с Христом?
- В первую очередь необходимо отличить истинного беженца от такого, который ищет только своей выгоды и хочет бесплатно пользоваться благами того общества, в которое входит. Надо отличить беженца от террориста. Это в первую очередь задание соответствующих государственных структур. Кроме того, я неоднократно уже предлагал в первую очередь принять христиан, которые подвергаются гонениям.
Потому что до недавнего времени в зоне боевых действий был реализован реальный геноцид христиан. К сожалению, у них не было возможности попасть в Европу в качестве беженцев, потому что были случаи, что их из лодок выбрасывали в море, узнав, что они христиане. Да и в лагерях беженцев в мусульманском окружении они не были в безопасности.
Квота беженцев, выделенная Латвией ЕС, состоит из двух частей: беженцы, уже находящиеся в Италии и Греции, и, вторая категория, – находящиеся в лагерях беженцев вне Европы. Поэтому, по меркам ЕС, вышеназванные христианские беженцы не могут претендовать на получение статуса беженца.Следовательно, Латвия не смогла включить их в квоты беженцев предусмотренных для нашего государства.
Тем не менее, следует помнить, что конфликты и ужас, из которого эти люди бегут, организуются и проводятся разными другими силами. Потому мы должны делать все возможное на национальном и международном уровне, чтобы разрешить эти конфликты.
Истинная любовь является справедливой и активной. Мы должны помочь тем, которые действительно в отчаянии, которые пережили ужасы войны и угрозы.
На индивидуальном уровне мы должны просить мудрости Святого Духа для того, чтобы действительно любить ближнего, в том числе, и ищущих убежища. Говорят, что ближнего может по-настоящему любить и уважать только тот, кто по-настоящему любит и уважает себя. Такая любовь сама подсказывает, как именно помочь, что конкретно делать в той или иной ситуации.
Елена Слюсарева