Как работает Рижский порт в нынешних непростых условиях? Куда и зачем переедет Центральный железнодорожный вокзал? Какие сюрпризы готовит всем нам налоговая реформа? На самые актуальные вопросы читателей «Субботы» отвечают вице-мэр Риги Андрис Америкс и депутаты Рижской думы Михаил Каменецкий и Андрей Козлов.
- Муж работает в порту, и я очень переживаю, когда слышу, что вроде бы Рига останется без грузов. Неужели это правда? Лариса.
Андрис АМЕРИКС: - Оснований для тревоги нет. На днях мы получили результаты работы Рижского свободного порта за первые четыре месяца года, и хочу с удовольствием сказать, что те, кто предсказывал порту тяжелые времена, в очередной раз попали пальцем в небо. Рижскому порту удалось сохранить объем грузооборота практически на уровне того же периода прошлого года: было 12,3 миллиона тонн, стало - 12,2.
Несмотря на интенсивную конкуренцию, Рига удерживает позиции практически на всех направлениях. Угля перевалено на 600 тысяч тонн больше, на 15 процентов увеличилось количество самого выгодного груза - контейнерного. Спад наблюдается только в одном сегменте - перевалке нефтепродуктов, которые сейчас полностью переводятся в российские порты.
Как и в прошлом году, нас на миллион тонн обгоняет Клайпеда. А вот Таллин продолжает падать. Здесь перевалено на 0,5 миллиона тонн меньше, чем за тот же период прошлого года, что даже меньше, чем в Вентспилсе. Если так будет продолжаться, скоро Таллин окажется на уровне Лиепаи.
Мы же в Рижском порту продолжаем диверсифицировать риски, ищем новых партнеров. Развиваются связи с Китаем, Казахстаном. В общем, делаем все, чтобы сохранить объем перевалки грузов в порту, который дает работу примерно 20 тысячам рижан и служит гарантом социальной стабильности в столице и стране.
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: - Напомню, что порт вносит немалый вклад в городской бюджет, который получает по 10 евро с каждой переваленной тонны - прямо или опосредованно. Так что меня очень удивляет, почему многие - и у нас, и на востоке - пытаются увязать работу портов с геополитикой.
Хочется сказать: оставьте в покое транзит, не мешайте порту работать! Никакой политики тут нет. Это чистая экономика. Все разговоры о том, что Россия хочет перевести свои грузы в собственные порты, не более чем фейки и спекуляции. Одного желания мало.
Стивидоров должны устраивать инфраструктура, обслуживание, железнодорожные тарифы и проч. Рижский порт работает стабильно, находит и будет находить новых партнеров. Не стоит забывать и о росте пассажирских перевозок, которые тоже приносят доход...
- Скажите, чего ждать в связи с проектом Rail Baltic? Похоже, скоро раскопают весь центр Риги. Кому это надо и главное - кто за это будет платить? С. Евдокимов.
АМЕРИКС: - Проект задуман грандиозный. Речь идет о переносе Центрального вокзала и автовокзала, которые сегодня являются крупнейшими инфраструктурными узлами столицы, в район Торнякалнса. Я очень осторожно отношусь к этому проекту, поскольку нерешенных вопросов еще очень много. Намеченная ветка в аэропорт затрагивает права ряда собственников, многих рижан. Непонятно, как будет обеспечен подъезд к новому вокзалу в Торнякалнс.
Конечно, город заинтересован в том, чтобы его центральный вокзал соответствовал всем современным требованиям. Хорошо, что на проект выделяются европейские деньги. Но в любом случае, нужно действовать без ущерба для города, и мы готовы встать на защиту рижан.
Ваш вопрос о финансировании проекта очень к месту. Министерство сообщений уже заявило, что деньги на перенос вокзала в район Торнякалнса выделены не будут и финансировать его частично придется Рижской думе. Мы будем следить за ходом проекта, чтобы не получилось, как с Панамским каналом, который начали строить, а потом стройку остановили на 20 лет из-за отсутствия денег. В Риге мы такого допустить не можем.
К тому же серьезные сомнения по поводу места для нового вокзала высказал Латвийский университет, который строит в Торнякалнсе новые факультеты и планирует увеличить количество студентов до 10 тысяч.
КАМЕНЕЦКИЙ: - Это еще раз доказывает, что во всех проектах - от маленьких до масштабных - крайне необходимо взаимодействие государства и самоуправлений. А сегодня из-за излишней политизации это взаимодействие явно недостаточно. У города и страны огромное количество проблем, и конкретные меры, которые нужно принимать для их решения, нельзя заменить лозунгами. А правящие в государстве партии, особенно в предвыборный период, идут по этому пути.
Rail Baltic - очень характерный пример политизации проекта. Сделаны громкие заявления, народ взбудоражен, а вот точных расчетов явно не хватает.
Такой подход - одна из причин, почему Латвии, вступив в Евросоюз, не удалось на европейские деньги привести в порядок дороги в стране, как это удалось Греции, Португалии, Испании. А ведь именно это и сделало бы нас Европой - не «второй скорости». Лишний раз приходится убеждаться в том, что у нас до важнейших вещей часто руки не доходят, потому что они заняты другим...
- Добрый день! С тревогой ждем так называемой налоговой реформы. Еще такого не было, чтобы налоги меняли людям на пользу. Поясните, чего ждать на этот раз. Семья Сергиенко.
Андрей КОЗЛОВ: - Ну если уж бывший президент Латвии Андрис Берзиньш сказал, что суть реформы в том, чтобы одной рукой дать, а другой забрать, то куда уж дальше... Правительство в очередной раз демонстрирует, что оно не готово сокращать административные расходы, и чтобы свести концы с концами, готово в очередной раз увеличить нагрузку на тех, кто создает прибавочную стоимость.
Опять планируется повышение тех налогов, которые проще всего собирать, в том числе акцизов. Но не нужно быть экономистом, чтобы понять, что подорожание топлива ведет к росту цен - а значит, к падению уровня жизни людей.
Снижение до 40 тысяч оборота микропредприятий, по предварительным подсчетам, приведет к увольнению 20 тысяч человек. А это означает рост безработицы и, соответственно, пособий.
Пока что люди во многом живут благодаря деньгам, которые присылают в Латвию работающие за рубежом родственники. Но, судя по всему, и эти деньги власти собираются обложить данью.
Не случайно пенсионные фонды из нашей страны уходят в Эстонию. Дополнительные платежи отпугнули тех, кто приобрел у нас недвижимость, они стали сигналом для потенциальных инвесторов обходить эту страну стороной.
Дошло до того, что СГД опубликовало список должников по налогам - начиная с тех, кто недоплатил... 150 евро. Уже подсчитано, что таковых более 52 тысяч и должны они около миллиарда евро. И ведь кто-то занимался составлением этого списка, и явно не бесплатно! Какого эффекта ждут авторы этого, с позволения сказать, новшества? Ведь люди и предприятия не платят не потому, что не хотят, - им нечем.
Ну никак у нас не усвоят один из важнейших уроков истории: никогда еще повышение налогов не давало долгосрочного эффекта. Похоже, и на этот раз наступят на те же грабли...
Ксения ЗАГОРОВСКАЯ.