Сейчас продвинутая общественность и демократическое руководство города обвиняют защитников статуи в том, что "они принесли хаос в Шарлоттсвилл" и призывают их "убраться". В передовых СМИ, в том числе федерального уровня, все защитники статуи именуются исключительно "расистами" и "ультраправыми".
Читателям и зрителям напоминают, что "раскол в американском обществе резко усилился после победы Трампа на выборах". Самого Трампа упрекают в том, что он осудил насилие и призвал всех к миру вместо того, чтобы заклеймить адресно именно белых защитников памятника. Ну и так далее.
Во-первых, впечатляет тот факт, что ультраправый юнец, въехавший в толпу, обвинен в "убийстве второй степени" — то есть преднамеренном, но незапланированном. Просто один из "защитников Ли" в какой-то момент противостояния подзарядился атмосферой настолько, что прыгнул за руль своей машины и стихийно воспроизвел тактику исламских террористов в Европе, пропахав ненавистных оппонентов.
А во-вторых и в-главных — тут есть один нюанс, важный не только для далекой Америки, но и для нас тоже.
Конечно же, никакой Трамп раскол в американском обществе не вызывал. Просто на всякий случай напомним, что количество столкновений и беспорядков на расовой почве начало резко идти вверх отнюдь не при нем, а при его предшественнике Бараке Обаме (Фергюсон с его знаменитыми погромами, на минуточку, случился в 2014-м). Этот резкий скачок ненависти всех ко всем был еще объектом вдумчивых статей, авторы которых недоумевали, почему с приходом такого толерантного президента, объединившего в себе две расы, вдруг стало столько "расовых" ЧП.
Реальной причиной "глубокого раскола в обществе" является банальное обеднение широких масс и углубляющееся уже не первый год социальное расслоение. Притом что богатые в США, как и во всем мире, становятся богаче, в целом американцы живут сегодня беднее, чем 20 лет назад (по признанию даже такого позитивного мыслителя и сторонника прогресса, как Френсис Фукуяма). Более того, статистика показывает, что исчезает "средний класс", пополняя ряды как богатых, так и бедняков.
Так вот. В подобной обстановке самое идиотское, что можно было затеять, — это усилить накал борьбы с проклятым прошлым. Но именно это было сделано авангардом американского политического и медийного класса.
Понятно, что генерал Ли сражался за южан, а южные штаты были рабовладельческими, а рабовладение с точки зрения морали совершенно недопустимо. Но это, черт возьми, было полтораста лет назад, когда отмена рабства была еще новинкой (Британская империя запретила работорговлю всего лишь парой десятилетий ранее). Предпосылки американской Гражданской были в первую очередь экономическими, а не гуманитарными — в конце концов, рабство в США Линкольн отменил лишь по итогам войны.
Фактически перед нами — наглядный пример того, что случится, если начать переписывать коллективную память строго под современные концепции, какими бы они ни были передовыми. Носители коллективной памяти такому переписыванию сопротивляются изо всех сил. А когда это все накладывается на банальное социальное неблагополучие — граждане запросто начинают бросаться друг на друга.
И вот это уже заставляет забыть далекую Америку и вернуться в Старый Свет. Где совсем поблизости от нас, на Украине, в рамках борьбы с проклятым прошлым тоже начали рушить памятники — и получили вполне кровавый результат.
Стоит вспомнить и то, что в нашем собственном государстве, где за последние пару лет реальные доходы граждан тоже сократились, тоже что-то подозрительно активизируются борцы с историей. Желающие так же по-быстрому "зачистить и переписать" события столетней давности, назначив в них жертв в белом и рогатых демонов. С практическими выводами в форме "переименовать, снести и получить гранты на разоблачение проклятого прошлого".Как показывает теперь уже международная практика — делать этого не стоит. Особенно когда имеются проблемы куда более актуальные и практические.