*В своё время я спросил экс-министра иностранных дел Германии, моего приятеля, Дитриха Геншера – почему отношения между Россией и Европой складываются столь остро, ведь Россия не угрожает нам? Геншер согласился, но ответил следующее:
«На старости лет я понял, что мы европейцы, не можем жить без образа врага.» И сегодня я понял его ответ.
Образ врага помогает политикам консолидировать общество. Большие деньги зарабатывает ВПК. И есть специфика таких стран, как государства Прибалтики, Польша, в чём-то Румыния – они пишут свою новую историю, которая отталкивается от злой агрессивной России.
Мы в Германии с ужасом воспринимали перспективу стать прифронтовым государством, а они хотят. Это комплекс младшего брата, который подогревается комплексом старшего брата и это очень опасно.
*Германия очень много проигрывают от того, что выступает за продление санкций, также, как и Прибалтийские государства. Российский был вторым по значимости для немецких промышленников и бизнесменов после Китая среди развивающихся рынков. Бизнесмены всегда говорили – нужно идти на российский рынок. Была найдена замечательная формула: Партнёрство ради модернизации. В результате Германия в обмен на технологии получала доступ к разработке российских ресурсов. Выигрывали все. За этим стоял мир – когда бизнес торгует, страны не воюют. Это ещё логика Вилли Брандта.
Немецкий бизнес был адвокатом России в Европе. К сожалению, всё это прекратилось.
После конфликта на Украине немецкие политики объявили бизнесменам – не идите в Россию. Нужно сдерживать Россию.
Немецкая элита сказала – нам интересы и страхи новых членов ЕС – Латвии, Эстонии, Литвы, Румынии ближе, чем партнёрство с Россией. Это было важно раньше. Сейчас – нет.
Германия не хочет суверенитета.
*Для немцев нормально быть больше европейцем – латышом или поляком, чем самим собой. Это результат политики последних лет.
В том, числе политики США, которая со времён Вильсона уговаривает Европу отказаться от принципов национальных государств. Интерес меньшинств и малых народов должен быть важнее для вас. Единственная империя, которая может существовать – американская, говорили США. Положение меняется медленно.
Европа разделилась на западную, где Германия пытается исповедовать либеральные ценности, и восточную, где от либеральных ценностей отказываются в пользу национализма. И неизвестно - в каком направлении пойдёт ЕС. Это главный вопрос следующих лет.
Европу сжимают, как булку. С одной стороны альянс России и Китая, с другой англосаксы – США и Англия. Больше рынков занимают Китай и Индия. Европа проигрывает, маргинализируется. Денег становится меньше. Северные страны не хотят делиться своим благосостоянием с более южными, бедными.
*Я живу в Германии много десятилетий и не помню, чтобы в главных немецкий газетах было бы столько неправды. К сожалению. Нужно вернуться к более доброкачественной журналистики. Ведь она создает картинку миру. И если с утра до вечера твердить что-то неправильное о мире, других странах, культуре, то такой эта картинка и будет. И это нужно менять.
Немецкие элиты отказываются вести диалог в российскими консерваторами. Они хотят говорить только с правозащитниками в России. Они не хотят говорить с русскими консервативными силами, которые в большинстве и определяют политику большой страны. Позиция диалога с ними считается неправильной и полностью отвергается.
*Пересмотр итогов второй мировой войны в Европе состоялся. Европейский нарратив в том, что СССР приравнивается к гитлеровской Германии. Во всё виноват Сталин – считают в Германии. Войну начали Гитлер и Сталин. Для немцев это и удобно, выгодно. Они таким образом перекладывают с себя часть вины. Гитлер и Сталин – мерзавцы. Англичане и американцы – хорошие, победили.
Маленькие народы были принесены в жертву Сталина, и сейчас после падения Берлинской стены, должны быть поддержаны сейчас во всех своих начинаниях западными странами. Для Германии это способ искупить вину. И это жутко опасно, потому что ведёт к конфликту с Россией и к тому, что история становится оружием. Я вижу, как нарастает агрессия в Европе. Из этого может следовать война. Это почва для постоянных небольших конфликтов и прокси войн. И Европа подходит к этому с односторонней моралью, нежеланием диалога, но с желанием навязывать свои ценности.
*Элиты в Германии до сих пор думают, что Трамп скоро уйдёт и появится новый Обама. Что англичане «переголосуют» Brexite. Что по-прежнему можно будет писать правила игры для мира из одной точки – Германия и союзники для остальных.
Интервью полностью: