«Один из главных вопросов, которые мы должны решить, это вопрос медицинской ошибки. Всё-таки мы должны понять, что ошибка в медицине может случиться, как в любой другой сфере. При том очень важен фактор коммуникации между медиком и пациентом.
Большинство медицинских ошибок происходит не из-за того, что у врача, медсестры или помощника врача нет знаний, а из-за того, что пациент не передал нужную информацию или же у врача не было времени до конца всё изучить, чтобы принять правильное решение», — сказала Илзе Айзсилниеце.
Она отметила, что во многих странах мира есть системы оповещения, когда медики сами сообщают о едва не допущенных или все-таки допущенных ошибках. По ее словам, наличие таких систем очень важно, так как они повышают уровень знаний и осведомленность работников отрасли.
Скажем, хирург где-то не фатально ошибся — пациент не пострадал, но все же в процессе что-то пошло не так. Тогда врач официально сообщает коллегам: смотрите, в такой-то ситуации можно не заметить вот это, поэтому обращайте внимание. Все узнают, что есть такой риск, бдительность повышается, качество лечения — тоже..
Но для этого надо на законодательном уровне определить, когда ошибка — это ошибка, а когда преступление.
«Главное — не путать разные вещи.Если кто-то хал атно отнесся к своей работе и от этого пострадал человек, нет вообще никаких вопросов, надо рассматривать и судить.
Но халатность — одно дело, а ошибка… К сожалению, в медицине есть много возможностей допустить ошибку. Не потому, что врач что-то не знает, а потому, что где-то лампочка перегорела, не тот шприц поставили, не было достаточной информации».
Она отметила, что работа в этом направлении ведется, но пандемия коронавируса на пару лет задвинула все нековидные вопросы на второй план. «Но мы будем продолжать работать», — пообещала И. Айзсилниеце.
В то же время и у пациентов должно быть больше возможностей заявить о случаях, когда качество медицинской услуги оказалось не на высоте или же отношение было неэтичным. В принципе, и сейчас можно пожаловаться в Инспекцию здравоохранения, но, по мнению главы Общества врачей, было бы лучше, если бы существовала соответствующая централизованная пациентская организация.
«В Латвии раньше был омбудсмен пациентов, но несколько лет у нас нету такой организации. Очень восстановить ее работу, чтобы пациенты могли быстро найти помощь и поддержку, когда сталкиваются с проблемами в системе здравоохранения […]
Надо учиться на ошибках, укреплять сотрудничество между врачами и пациентами. Потому что все исследования говорят, что наилучшие результаты лечения — там, где есть хорошее сотрудничество», — заявила собеседница.