Агроном Дагния Хинценберга занимается выращиванием картофеля на своей ферме Lazdiņi в Озолниекском крае Сидрабенской волости вот уже двадцать пять лет. И решила поделиться с "Латвияс Авизе" своим видением ситуации в этой сфере.
В Латвии господдержка оказывается только тем, кто выращивает картофель для переработки. И это при том, что В Латвии - самая маленькая помощь фермерам, а конкурировать надо на едином европейском рынке.
Но при этом вся переработка картофеля принадлежит иностранцам. По-моему, это это абсурд и предательство по отношению к государственным ресурсам - субсидировать область, где бизнес принадлежит иностранцам.
Конечно, это предприятия с хорошим менеджментом, маркетингом и лобби. Картофелеводы и переработчики картофеля объединились, и самое парадоксальное - эта организация лоббирует исключительно интересы переработчиков. Обычный картофелевод, который производит качественный пищевой картофель получает дырку от бублика. Те, что выращивают на крахмал, еще что-то получают.
"Я была основательницей первого кооператива латвийских картофелеводов. Состояла в правлении, была даже одно время его главой. Я в принципе поддерживаю кооперацию, однако в производстве картофеля ее очень трудно реализовать. Нет по-настоящему эффективной логистики. Текущая модель излишне удорожает конечный продукт.
Конечно, кооперативы, чтобы поставлять аккуратно упакованный продукт, вложили огромные инвестиции в переработку и хранение. Эти инвестиции надо покрыть прибылью, и в этот процесс включают производителей. На этом и формируется наблюдаемая в супермаркете разница в цене.
Старые и новые технологии
Некомпетентные эксперты поносят крестьян за то, что те все выращивают с использованием инсектицидов, но даже выращивая рапс, без них не обойтись. Что важно для нас - экономический рост или естественное биологическое разнообразие? Это опять государственный вопрос.
Все призывают — будем жить без химии, выращивать экологически чистую продукцию, не станем загрязнять природу! Очень хорошо, только голосуйте в магазине своими кошельками! Покупайте гнилую картошку и гнилые яблоки по цене вдвое дороже обычной!
Люди противоречат сами себе. Основа обеспечения экономического роста страны и социального благополучия — рост и процветание производства, которое бы расширялось и становилось все более конкурентоспособным, чтобы мы могли экспортировать свой картофель.
У нашего министра земледелия
я не вижу никакого плана, как обеспечить производство и как вернуться к временам Улманиса, когда Латвия экспортировала сельхозпродукты.
Текущая модель, перенятая у Европы, способствует обратному — ограничивает честную конкурентоспособность латвийских крестьян.
Что делать?
Не знаю, целесообразно ли с точки зрения государства стремиться к тому, чтобы через 10-20 лет у нас имелось 20-30 мегахозяйств. Конечно, с/х бизнес должен быть рентабельным. Не стоит искусственно субсидировать убыточное производство. Во всех проектах надо конкурировать на европейском уровне, но в основе всего должен быть серьёзный расчёт. Более серьёзно надо работать над маркетингом.
С/х производство следует совместить с переработкой. Абсолютно необходимы инновации как в производстве, так и в переработке.
Из-за климата мы не можем произвести такой урожай, как Германия или Франция, но по себестоимости с ними конкурировать мы можем.
Нам нужно вкладывать в науку, исследовать сорта, пригодные для наших условий. Раньше в Латвии были свои сорта фасоли, в настоящее время все выращивают иностранные. То же самое можно сказать и о картофеле - как мало местных сортов! И в этом нельзя винить фермеров. Они выращивают то, что обеспечивает лучший урожай самого высокого качества.
Я призываю крестьян взять один-два евро из целевых платежей и отложить их в кошелёк на поддержку науки или исследовательской деятельности. На добровольной основе. Только тогда мы сможем требовать результатов исследований, потому что тогда это будет не только упавшая с неба копейка из ЕС, а то, что дал крестьянин.
Я лично готова с каждого гектара дать деньги на науку - при условии, что она будет качественной, подтверждённой исследованиями. Если ученые найдут решение для производителя, и те станут производить больше, государство получить больше налогов и вложенные деньги вернуться."