"В рассказе Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» есть интересный персонаж - король, в подчинении у которого только одна крыса. Правитель время от времени приговаривает грызуна к смертной казни, но всегда его милует, ведь иначе монарх останется без единственного подданного. Я вспоминаю эту аллегорическую сцену всякий раз, когда в СМИ слышу о том, что в этом году Латвию покинули 8, 10 или 15 тысяч человек в поисках лучшей жизни. Один средний городок. В такие моменты хочется пойти в правительство и подарить министрам «Маленького принца». Госчиновники Латвии, стоя в очереди за щедрыми премиями и доплатами в министерствах, могли бы почитать, и, возможно, даже поразмыслить, - пишет Агрис Лиепиньш в "Латвияс Авизе".
Со стороны предпринимателей все сильнее звучат голоса — в Латвии не хватает рабочих рук, недалеко то время, когда придётся ввозить рабочую силу из стран третьего мира. При восстановлении экономики мы вынуждены будем это делать!
Такие настроения начинают распространяться и среди депутатов Сейма. Всегда удобнее было идти самым лёгким путём, плыть по течению. Открыть двери рабочей силе из стран третьего мира, несомненно, легче, нежели вернуть соотечественников, уехавших за рубеж. В особенности, если уехавшие единственным мерилом качества жизни считают зарплату европейского уровня.
В преддверии столетия государства я предлагаю подумать о следующем.
Одним из аргументов, по сути, самым весомым, почему мы восстановили своё государство, почему не хотели остаться в Советском Союзе, был неконтролируемый поток рабочей силы в Латвию со всего Советского Союза.
Аргументы за приглашение рабочей силы были очень похожие — надо развивать народное хозяйство, нужны рабочие руки. В результате латышам на родине угрожала судьба меньшинства: при искусственном ввозе иностранной рабсилы меняется этнический баланс основной нации. Во время Атмоды было сказано: сознательная деятельность, которая приводит к драматическому сокращению основной нации относительно числа иммигрантов, к уничтожению народа в его собственной стране, является преступлением.
Если посмотреть с такой точки зрения, как можно оценить разглагольствования современных латвийских политиков о ввозе рабочей силы из третьих стран? Думают ли вообще депутаты об этом, или плывут по течению?
Регулы Европейского союза предусматривают свободное перемещение рабочей силы в ЕС, а затем, каким-то незаметным образом, в своём послании плавно переходят к вызову последних лет — ввозу рабсилы из третьих стран. Конечно, в порядке исключения, под строгим надзором чиновников. Первоначально только в определённых профессиях: в тех, где нехватка рабочей силы ощущается сильнее всего, где днём с огнём работников в ЕС не сыскать.
Не волнуйтесь за наших чиновников, жирные премии они получили, они внимательно и бескомпромиссно проследят за тем, чтобы эта приглашённая рабочая сила покинула Латвию, как только мы сможем заполнить рабочие места своими работниками.
На мой взгляд, пора сказать ясно - дорогие депутаты, сознательно или нет, но в долгосрочном плане вы готовите преступление против латышского народа! Против той части латышского народа, которая все ещё живёт и работает в Латвии. Против последней крысы, которую король в«Маленьком принце» все время миловал.
Вместо импорта работников все силы надо бросить на то, чтобы призвать уехавших соотечественников возвратиться. Нужно найти волшебные слова, от которых сердца эмигрантов сжались бы от тоски по Латвии, дали бы им понять:
в поисках лучшей жизни была утеряна самая важная идея — государство не может существовать без своего народа.
Настоящий политический лидер смог бы найти эти волшебные слова. Такой лидер, как Уинстон Черчилль, который в начале Второй мировой войны вдохновлял английскую нацию словами - мы будем сражаться на суше и в море. Мы будем сражаться в долинах и горах. Мы будем сражаться всегда и везде, и мы никогда не сдадимся!
Наши политики тоже должны найти слова, чтобы остановить отъезд людей! Сто лет назад, когда началась Первая мировая война, латышский народ отправился в бега. Тогда политики смогли найти нужные слова. Воззвание: «Собирайтесь под латышскими флагами!» заканчивается словами: «Сыны Латвии, отзовитесь — сама Родина вас зовёт! А вы, что разошлись по далёким чужим дорогам и идёте тропами беженцев, остановитесь: Родина вас зовёт! На отчизне настали трудные времена, сыны должны прийти на помощь!»
Сегодня нужны другие слова, вышеупомянутым внимали сто лет назад. Таков единственный большой вызов латвийских политиков!"
За что боролись?