Одной стране — качество, другой — как получится
Венгерские эксперты сравнили 24 идентичных продукта, которые продаются в сетях магазинов типа Lidl и Aldi, и выяснили следующее. Оказывается, вафли Manner в Венгрии менее хрустящие, чем в Австрии, и сладкая паста Nutella сильно уступает в качестве. Отличались по качеству и другие товары, например — напитки от Coca–Cola. Даже глава аппарата президента Венгрии Януш ЛАЗАР сказал: выводы экспертов носят скандальный характер — по отношению к производителям! Он пообещал, что правительство проведет более широкую экспертизу продуктов питания, чтобы не допустить беспредела со стороны производителей.
В свою очередь, Чехия об этом говорила и ранее — в том числе на встрече министров агропромышленной отрасли в мае 2016 года.
Словацкая ассоциация потребителей купила одинаковые продукты одних и тех же фирм в супермаркетах в Германии, Австрии, Чехии, Польше, Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии — и оказалось, что по качеству (составу товара) они сильно отличаются. Например, Coca–Cola, шоколад Milka, черный и красный перец в банках Kotanyi, растворимый кофе Nescafe Gold, зерновой кофе Jacobs Kronung и Tchibo Espresso. Все товары протестировали в лабораториях, аккредитованных при Словацком национальном институте ветеринарии и пищевой промышленности.
Перец Kotanyi был рекордсменом по количеству самых разных отличий. Но на самом заводе оправдались: так получилось случайно — злого умысла не было, в Болгарию и Словакию по ошибке направили брак (продукт просроченный, давно потерявший вкус и запах).
А в процессе проверки Coca–Cola оказалось: если в напитках для Германии и Австрии используется натуральный сахар, то для Словакии, Венгрии, Болгарии и Румынии — заменитель, изоглюкоза из пшеницы. Заменитель намного дешевле натурального сахара.
Аллергия вместо клубники
В свою очередь, Высшая химико–технологическая школа Чехии лабораторно проверяла "рыбные палочки" Iglo — сравнивала с такими же, но только купленными в Германии. Оказалось, что в товаре для Германии рыбы в палочках больше на 7%. Результаты тестов напитка Nestea lemon: в таком же напитке для Германии экстракта чая было больше аж на 4%!
Немецкое моющее средство Fairy оказалось вдвое концентрированней по сравнению с чешским, к тому же в первом нет ароматизаторов, которые способны вызывать аллергическую реакцию.
Мясные консервы Luncheon Meat Tulip для Германии были сделаны из дорогой свинины, а точно такие же для Чехии — из значительно более дешевой курятины. Исследователи проверили и маргарин марки Rama — для Чехии и Германии. Обнаружили несоответствия по уровню жирности: 60% — в чешском, 70% — в германском. В Unilever, которая производит Rama, объяснили разницу вот как. Маргарин Rama в Чехии используется в качестве дополнения к холодной закуске, а в Германии он является универсальным мультифункциональным продуктом, применяемом при варке, выпечке и тушении пищи, что требует более высокого содержания жира в продукте…
По информации авторов исследования, в клубничном варианте молочного десерта Activia, реализуемого в Чехии, в качестве красителя использовали концентрат моркови и кармин (дешевый краситель, добавка Е120: может вызвать самые разные аллергии). А в Германии для такого же продукта используют в качестве красителя — свеклу.
Поляки выяснили: в баночке сливового йогурта Activia для Германии собственно слив 15%, а для Польши — 5,8%. В креме Nutella, произведенном в Польше, присутствует 6,6% молочного порошка, а в произведенном в Германии — 7,5%. В изготовленном в Польше лимонаде Schweppes содержится 2% лимонного сока, а в Германии — 3%.
Единый рынок не переломить…
Английский эксперт Флоренс Рэдсон прямо говорит:
— Многие международные концерны заявляют, что разница в составе тех или иных продуктах вызвана отличиями во вкусовых предпочтениях населения. Но это откровенное вранье. Все объясняется разницей в экономическом уровне стран. Например, покупательная способность литовских или чешских граждан значительно ниже, чем у немцев или англичан. Это оказывает влияние на качество продукции. Ведь производителям необходимо занять максимально много рынков разных стран, а потом ценой и рекламой теснить конкурентов…
И конечно, международные компании–гиганты оказывают сильнейшее давление на тех же депутатов Европарламента или представителей Европейской комиссии. И даже такое "простое" дело, как изменение нормы об обязательном указании состава продукта на упаковке, требует долгих и утомительных политических переговоров, которые продлятся годами.
Воззвание к совести бизнесмена
В свою очередь, руководитель Латвийской ассоциации торговцев Хенрик Дданусевич говорит:
— Это факт: для стран Восточной Европы, которые вроде бы и являются полноправными членами ЕС, товары общеизвестных брэндов поставляются более низкого качества, чем произведенные для старых стран Европы. Да, мы знаем, что поставляемые в Латвию изделия бытовой химии, продукты питания, напитки и табачные изделия могут отличаться от тех, которые отправляются в другие регионы.
Логично (но не значит — правильно!), что торговые сети, распространяющие более дешевые продукты, охотно принимают товары ниже качеством. Для каждого рынка производители готовят соответствующее предложение. У тех, для кого главное — цена, будут присутствовать продукты худшего качества, но и более дешевые. Товары, произведенные, например, в Литве и Польше, будут почти вдвое дешевле, чем выпущенные в Германии или Австрии. В Западную Европу производители отправляют более дорогую и качественную продукцию, потому что там люди более платежеспособны.
Мы не намерены вмешиваться в торговые отношения бизнесменов: пусть все остается, как есть. Но! На мой взгляд, производители должны поступать честно: указывать на маркировке (и чтобы это было четко видно!), для какого рынка произведен товар.
Можем ли мы как–то надавить на производителей, чтобы у тех совесть проснулась? Это можно сделать только через Европейскую комиссию, где принимают для ЕС единые законы. Повлиять на ситуацию как–то могут и наш парламент, и латвийские депутаты Европарламента, а также — представители общественных организаций и, конечно, Продовольственно–ветеринарная служба.
Потребитель сам никак не определит в магазине, какой товар ему продают: качественный или нет. Мой личный горький опыт — с кофе. Товар одного и того же брэнда очень отличается по качеству: который я покупаю здесь и который ко мне попадает из–за границы, — замечает Хенрик Данусевич…
Товар плохой, но безопасный
Заведующая Отделом по контролю за реализацией продовольствия Продовольственно–ветеринарной службы Татьяна Марченкова прямо сказала, что на европейском уровне добиться каких–то единых стандартов при производстве товаров для одних регионов (более богатых) и других (более бедных) фактически невозможно.
— К примеру, мы следим за едиными критериями безопасности продукции. Но за качеством, составом тех или иных элементов в продукте мы не можем следить. Сейчас в ЕС нет единых ГОСТов — все диктует рынок, — говорит собеседница.
В свою очередь, глава Латвийской ассоциации по защите прав потребителей Текла Жабова сказала:
— Уже не первый год представители Латвии, равно как и других стран Восточной Европы, добиваются того, чтобы качество продукции для всех было одинаковое. Это первое. А второе: необходимо, чтобы на товаре была маркировка с верной информацией. Представитель нашей организации есть в Европейской комиссии — я в курсе дела.
Венгры, чехи, словаки и поляки, проведя лабораторные и другие исследования продукции, поступили очень правильно — и им есть с чем идти в ту же Европейскую комиссию.
А Латвии, увы, идти не с чем. Продовольственно–ветеринарная служба такие исследования не делает. Кто еще может их провести? Мы не можем, поскольку исследования очень дороги. И в Латвии даже нет подходящих лабораторий! Значит, Латвия должна заключать договоры с другими странами, но на это нет средств. И мы не можем фактически доказать, что продукция конкретных брэндов в Латвии по качеству (и по составу) отличается от такой же, но в Англии или Германии, — подытожила Текла Жабова.
Но если в Венгрии и Чехии при поддержке правительства проводят дорогие лабораторные исследования, то латвийскому Кабинету министров это, видимо, не интересно. Никакое министерство на это денег выделять и не думает, да и головы депутатов парламента заняты совсем другим.
Игорь МЕЙДЕН.