До революции дом, над которым нынче развивается российский триколор, принадлежал известному рижскому торговцу Оскару Якше. Его фамилия стояла и на вывеске самого роскошного торгового дома Риги, построенного в 1901 году возле Ратушной площади – на улице Свертувес. Тот четырехэтажный дом в стиле ренессанса был отделан шикарной мозаичной плиткой и светлым сааремским доломитом. В июне 1941-го во время пожара торговый дом Якша сгорел.
Окно в Европу
А дом на Антонияс, 2, к советской России переходит в 1920-е годы. Немецкий журналист Бернхард Ламейс, работавший до войны в Риге, в «Воспоминаниях зарубежного корреспондента», выпущенных в США в 1979-м, писал о советском посольстве:
«В 1920-е Рига больше, чем когда-либо, превратилась в российское «окно в Европу»… Именно в это время советскому государству Рига была интересна тем, что она больше не была русской, а являлась столицей свободной и нейтральной земли…»
После войны на Антонияс, 2, находились разные учреждения: общество по связям с соотечественниками, дирекция филармонии, методические центры учреждений культуры. Вскоре после восстановления независимости дом возвращается довоенному собственнику – Российской Федерации.
Впрочем, не обошлось без скандала: последним нанимателем здания было Министерство культуры, которое тогда возглавлял Раймонд Паулс. Незадолго до этого памятник архитектуры отреставрировали, но вышел закон о денационализации - и собственность надо было возвращать. Чиновники от культуры со скрипом оставили презентабельные помещения...
Леона Паэглес, Бергмана, Антонияс
Исторические перипетии не обошли и название улицы. Антонияс она стала в 1885 году, в январе 1941-го - Леона Паэгле, в честь латышского писателя, драматурга, члена Коммунистической партии Латвии, скончавшегося в 1926-м.
В 1942–м улица получила имя Эрнста фон Бергмана (был такой знаменитый немецкий врач), после войны – вновь Леона Паэгле, а с 1994-го – снова Антонияс.
Российское посольство – не единственное, которое располагалось здесь до войны. Напротив, в здании нынешнего Музея истории медицины, в 1920-е годы работало посольство Бельгии, а со второй половины 1930-х – Литвы.
В доме под номером 5 находилось экзотическое по сегодняшним меркам консульство Колумбии. Многие дипломаты снимали квартиры на Антонияс, 3, в этом же здании размещалось польское агентство прессы. В доме номер 12 «прописалась» редакция газеты «Глос Полски», а в 9-м – общество «Кавказ - Латвия».
Фабрики и Музей медицины
Листая старую адресную книгу, можно узнать, что до войны здесь работало немало предприятий и фабричек: балтийская обувная фабрика «Янковский ун дели» (Антонияс, 8), фабрика фотопластин «Аусма» (Антонияс, 15), шоколадное и конфетное предприятие Мееровича (Антонияс, 9).
Венчали улицу семейные огороды, находившиеся на пересечении нынешних Антонияс и Спорта. В 1930-е они назывались «Гегингера колония». Неподалеку, в районе нынешней улицы Гростонас, были и городские луга.
В советское время самым узнаваемым объектом улицы был Музей истории медицины. Его открыли в 1961 году, и он тогда был единственным подобным в стране.
Старая Антонинская (так по-русски звучало название) редко попадала в объектив фотографов. Чаще снимали соседнюю Выгонную – ведь по ней шел трамвай. Но на большинстве открыток с видом этой улицы увековечены и оба угловых здания Антонияс – нынешнего посольства России и Музея медицины.
По следам Джона Кеннеди
А гостям Риги, и в первую очередь из США, сегодня было бы интересно сходить и на улицу Аусекля, 22. Не только потому, что там до войны находилось посольство этой страны. В 1939 году здесь останавливался будущий президент США Джон Кеннеди - тогда студент Гарвардского университета, который совершал турне по Европе.
Кеннеди неделю гостил в Риге и Юрмале. Здесь он собирал материалы для своей университетской работы и даже позировал для скульптора Ирены Уайли – жены посла США в Латвии Джона Уайли.
О латвийских впечатлениях Кеннеди биографы пишут скупо. Разве что бостонский литератор Освальд Акментиньш в своей книге «Кеннеди и латыши», изданной в 1964 году в США, посвятил в ней небольшую главу рижскому визиту будущего президента.
По его словам, в Ригу 22-летний Кеннеди прибыл на скором поезде Варшава – Рига, которая, «как Париж Северной Европы, почивала в летнем умиротворении, озаренная солнцем, без шума и суеты».
Отец будущего президента - Джозеф Кеннеди - занимал должность посла США в Великобритании, и из Лондона Кеннеди-младший отправился собирать материалы для своей студенческой работы. Его интересовали Франция, Германия, Польша, Латвия, Россия, Турция, Палестина. Джон писал отцу длинные и подробные письма об отношениях между Германией и Польшей, о жизни в советской России.
В Риге Кеннеди остановился в посольстве США. В один из дней после продолжительной прогулки по Рижскому взморью он согласился позировать жене посла, которая искала модель для скульптуры ангела для алтаря одного из храмов. Впоследствии она вспоминала, что «Кеннеди был самым симпатичным и терпеливым натурщиком», который у нее когда-либо был.
Спустя 23 года после тех событий в Нью-Йорке вышла книга г-жи Уайли «Вокруг света за 20 лет», где жена дипломата описывает жизнь в предвоенной Европе и Прибалтике. Поскольку Джон Уайли одновременно выполнял дипмиссию в Литве и Эстонии, чета все время переезжала из страны в страну.
Эстонию накануне войны Ирена описывает как город ночных клубов и белокурых красавиц с фиолетовыми глазами, где жизнь «радостна и беззаботна». А в Риге ей запомнились улочки Старого города, строгие латыши, в Юрмале - самые красивые пляжи. Кстати, ту часть латвийской столицы, которую мы сегодня считаем тихим центром, она называет «современный уродливый город».
В 1994 году, спустя 55 лет, на фасаде здания посольства появилась мемориальная табличка с упоминанием, что именно в этом доме когда-то останавливался будущий президент США...
Илья ДИМЕНШТЕЙН