Майкл Флад, аналитик по вопросам политики в отделе территориального диалога и миграции ОЭСР, представил доклад об общих тенденциях в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и странах ЕС в решении проблем удаленных/приграничных регионов и содействии развитию. В своем выступлении он обратил внимание аудитории на призыв подумать об интеграции беженцев и мигрантов, пересекающих восточную границу, в общество, что, по его мнению, позволит решить многие проблемы.
Оценивая ситуацию в разных регионах мира, эксперт ОЭСР отметил, что неравенство в обществе растет уже три десятилетия.
Латвия находится на вершине шкалы неравенства, на третьем месте, ее опережают только две южноамериканские страны - Колумбия и Мексика.
Это не только неравенство доходов. Это также качество и скорость интернета. В городах Латвии интернет работает на 20% быстрее, чем в среднем по ОЭСР, в небольших городах - уже ниже среднего по ОЭСР, а в сельской местности - на 75% ниже среднего по ОЭСР. Однако Латгалия имеет вторую по скорости скорость интернета в Латвии. В то же время Латгалии и Видземе выделяются на карте ОЭСР не только депопуляцией, но и старением населения.
Средняя зарплата по Балтии после уплаты налогов. Латгалия и Видземе - на последнем месте.
В своем докладе господин Флуд использовал термин "региональная привлекательность", суть которого очень проста: необходимо улучшить условия жизни в самых непривлекательных регионах. Речь идет о рассмотрении того, что заставляет людей инвестировать в регион или переезжать туда жить. К ним относятся: наличие высшего учебного заведения, скорость интернета, доступность железной дороги, возможность добраться до международного аэропорта за 1,5 часа, международные студенческие обмены, доступность жилья, возможности малого и среднего бизнеса.
"Повода для оптимизма нет"
Марис Кучинскис, министр внутренних дел (Объединенный список), напомнил, что Латвия - самое слабое звено в Балтии. У нее не так много пограничных рек и озер, как у Эстонии, но она не вкладывает столько средств в инфраструктуру, как Литва. Однако строительство заграждений на латвийской границе продолжается, причем упор делается на видеонаблюдение и системы оповещения; акцент на технические решения - это вынужденная необходимость из-за ограниченных человеческих ресурсов. Пограничники также продолжают выполнять свои обязанности, тем самым укрепляя экономику региона - обеспечивая работой местных жителей и стимулируя бизнес.
Янис Эглитс (Национальный альянс), парламентский секретарь Министерства обороны, напомнил о децентрализации, подчеркнув, что Национальные вооруженные силы создали базы в Лузнаве и Стамериене. Он призвал к децентрализации других учреждений и их перемещению в регионы, одновременно работая над тем, чтобы "создать у людей чувство принадлежности".
Гунда Рейре, парламентский секретарь Министерства иностранных дел ("Новое единство"), сказала, что причин для оптимизма нет: поток нелегальных иммигрантов через границу - это намеренно организованная гибридная атака, и ситуация на восточной границе Латвии в ближайшее время может ухудшиться. Самые большие вызовы еще впереди: Россия заключила безвизовый режим с Ираном.
"Нам нужно готовиться не только к физической границе, но и к психологическому когнитивному сдерживанию", - добавила она, имея в виду дезинформацию, пропаганду войны и нелояльных к Латвии граждан, которые выражают поддержку войне и восхваляют режимы Путина и Лукашенко. По ее словам, таких людей следует наказывать, и это достаточно действенный метод.
В то же время Латвия должна работать над созданием нового понимания в ЕС о миграции и о том, как бороться с гибридными атаками, и более интенсивно объяснять причины и последствия российской агрессии, потому что "это битва за сердца и умы, а не только за физические границы".
Регион с особыми потребностями
Советник по политике ЕС Сандра Спуле напомнила, что во всех странах есть регионы, которые остаются позади, не в состоянии идти в ногу с остальной частью страны, и это не связано с близостью к столице: "Это как иметь в семье ребенка с особыми потребностями". Латгальский регион уже больше года находится в чрезвычайном положении, и речь идет о способности обеспечить безопасность населения, а также развитие бизнеса, говорит Спуле.
В качестве положительного момента в Латгалии она назвала развитие обрабатывающей промышленности. Предприниматели, покидающие Белоруссию, переезжают в Латгалию, создается экосистема ИКТ, что привлекает в регион молодежь.
Главный экономист департамента денежной политики Банка Латвии и доцент Латвийского университета Олег Краснопёров считает, что Латгалия - самый бедный регион Балтии с довольно слабым развитием, и хотя на восточной границе Европы есть и другие отстающие регионы, Латгалия выделяется своей особой отсталостью - в Балтии нет другого региона с таким низким уровнем доходов. Правило гласит, что чем ниже уровень дохода, тем легче его поднять, но в Латгалии это не так, потому что в регионе нет городов с ускоренным развитием. В Даугавпилсе, Резекне и других местах темпы экономического роста ниже средних по Латвии, что означает, что разрыв с остальной Латвией продолжает расти.
Жители Латгалии часто не чувствуют себя в безопасности на улицах, они не удовлетворены качеством жизни в целом, но бизнес может процветать только в том случае, если люди проявляют инициативу. У жителей восточной границы уровень образования и цифровых навыков ниже, чем в среднем по Латвии, а также самая высокая безработица (10%) и самый большой дефицит рабочей силы в частном секторе".