Обвинение считает, что Трамп хранил у себя секретные документы
В отличие от дела, возбужденного в апреле в штате Нью-Йорк, новые обвинения против Дональда Трампа предъявлены на федеральном уровне. Они стали итогом работы независимого специального прокурора Джека Смита, который в ноябре 2022 года был назначен расследовать все федеральные дела против Трампа.
Обвинение касается долгого спора Трампа с Национальным архивом о документах времен его президентства. После того как республиканец покинул Белый дом в январе 2021 года, чиновники начали требовать возвращения бумаг: в США материалы, связанные с работой президента, считаются собственностью государства. Через год, в январе 2022 года, Трамп вернул 15 ящиков, в которых нашлось 197 засекреченных документов, а расследование ФБР показало, что в резиденции бывшего президента могут оставаться и другие материалы.
После этого Минюст США больше полугода спорил с Трампом и его юристами, требуя возврата остальных бумаг. Чиновники обратились в суд и изъяли записи с камер наблюдения в резиденции Трампа во Флориде. Когда выяснилось, что в свежих видео сотрудники носят коробки с материалами по резиденции, ФБР получило ордер на обыск и провело его в августе. Следователи изъяли 102 засекреченных документа.
Формальные обвинения предъявили Трампу на прошлой неделе. Прокурор Джек Смит считает бывшего президента виновным в 31 эпизоде незаконного хранения секретных документов о государственной обороне, сговоре с целью помешать правосудию и даче ложных показаний. В тексте прокурор ехидно цитирует речи самого Трампа о том, как опасно неаккуратное отношение к государственным бумагам, и описывает, какие риски может нести их потеря: в этом случае к посторонним людям попадет информация об уязвимостях США и их союзников, о деталях ядерной программы и о планах ответных ударов в случае эскалации.
Обвинения не касаются тех секретных документов, которые бывший президент вернул в январе 2022 года. Бывший прокурор Роберт Минтц прокомментировал это так:
"Это дело не о вывезенных документах, а о действиях, которые Трамп совершил, когда государство попыталось вернуть их себе".
Наказание за каждый доказанный эпизод хранения секретных документов может составлять десять лет тюрьмы, а сговор между Трампом и его помощником с целью помешать расследованию может караться двадцатью годами. Формально максимальный срок по всем 37 пунктам обвинения составляет 400 лет, но Трампа точно не приговорят к такому наказанию. Американские судьи используют специальные формулы, которые учитывают, были ли у обвиняемого судимости, какую роль в преступлении он играл и пытался ли помешать расследованию. Бывший прокурор Дэвид Аарон считает, что на практике Трампу может грозить около тридцати лет тюрьмы.
Следователи сумели получить огромный массив данных о том, что происходило с документами, когда они были в распоряжении Трампа. Значительная часть этой информации касается действий Уолта Науты — бывшего морского пехотинца, который работал в обслуживающем персонале Белого дома во время президентства Трампа и с тех пор стал его личным помощником.
По версии обвинения, Наута лично перепрятывал коробки с документами по прямому указанию Трампа — в том числе и после того, как возвращения этих материалов стали требовать чиновники и судьи. Помощнику бывшего президента теперь тоже грозит тюрьма.
Прокурор отдельно отметил, что в резиденции, где хранились секретные документы, побывали десятки тысяч гостей: там проводились свадьбы, кинопоказы, политические сборы. Как считает обвинение, минимум дважды Трамп сам начинал хвастаться документами: один раз он показал «писателю, издателю и двум подчиненным» нереализованный план атаки на неназванную страну, а второй раз бывший президент продемонстрировал засекреченную карту работнику своего избирательного штаба.
Судя по изъятой следователями переписке, сотрудники резиденции обсуждали между собой, что Трамп лично распоряжался перемещением документов и работал с ними. При этом коробки с бумагами хранились то в туалете, то на сцене в одном из залов, а однажды высыпались из коробок в кладовке. Работники резиденции пересылали друг другу соответствующие фото.
Кроме того, прокурор пересказывает разговоры Трампа с его адвокатами: бывший президент несколько раз намекал, что юристы могут «потерять» или уничтожить вывезенные из Белого дома документы. Смит сумел заполучить голосовую заметку, которую оставил себе один из адвокатов.
В обвинительном заключении прокурор ответил на главную линию защиты Трампа: публично политик утверждал, что как президент он имел право рассекретить любые документы и хранение вывезенных им материалов заведомо не может быть преступлением. Опубликованная в обвинении запись разговора с «писателем и издателем» содержит длинный диалог Трампа с сотрудником, из которого следует, что бывший президент мог понимать что нарушает закон:
Трамп: Я только что нашел [этот документ], неужели это не изумительно? <…> Правда, он сверхсекретный.
Сотрудник: Ага.
Трамп: Секретно! Это секретная информация. Ты посмотри, посмотри на это. <…>
Сотрудник: Не знаю, нам, нам надо будет прикинуть. Мы должны попробовать…
Трамп: Рассекретить это.
Сотрудник: Понять как… Ага.
Трамп: Видишь, когда я был президентом, я мог это рассекретить.
Сотрудник: Ага.
Трамп: Теперь я, знаешь, не могу, это все еще секретно.
Сотрудник: Ага. Теперь у нас проблема.
Секретные документы у других американских политиков
Прокурор Смит направил дело не в Вашингтон, где работает сам, а во Флориду, по месту совершения преступления. Это означает, что, когда дело дойдет до суда, его будет рассматривать куда более симпатизирующий Трампу набор присяжных — зато обвинитель сможет избежать долгой тяжбы из-за споров о том, где именно нужно судить экс-президента.
Заседание суда было закрыто от камер. Полиция Майами взяла отпечатки пальцев у Трампа и Науты, но не стала снимать магшот бывшего президента, так как снимки не нужны при таком уровне известности. Оба обвиняемых заявили суду, что не считают себя виновными. Прокуроры не требовали жесткой меры пресечения, так как считают, что Трамп и Наута не могут сбежать. Судья лишь потребовал, чтобы обвиняемые не обсуждали ход дела друг с другом или свидетелями.
Когда кортеж Трампа уезжал от суда, на дорогу выскочил протестующий в тюремном комбинезоне, перед этим он стоял с плакатом «Посадите его!». Полицейские повалили мужчину на землю, он был задержан.
Через несколько часов после заседания Трамп выступил перед своими сторонниками в Нью-Джерси. Он заявил, что в коробках хранилась одежда, сувениры и газетные вырезки — напоминания о времени работы президентом. Трамп несколько раз сослался на Presidential Records Act 1978 года, ошибочно заявляя, что этот закон позволяет ему хранить свои документы.
Республиканец с некоторой гордостью подчеркивал серьезность обвинения — он несколько раз повторил, что ему грозит 400 лет тюрьмы. Трамп сравнил дело против себя с «преследованием родом из фашистских или коммунистических режимов» и заявил, что борется с «глубинным государством»: "Я единственный, кто может спасти эту страну, потому что они пришли не за мной, а за всеми вами. Я просто оказался у них на пути — и я не отойду!"
Посреди речи Трампа в зале запели «с днем рожденья тебя»: 14 июня республиканцу исполнилось 77 лет. Он пообещал сделать этот день «лучшим днем рождения из всех».
В апреле Трампу были предъявлены обвинения в Нью-Йорке: прокуратура Манхэттена обвиняет его в фальсификации бизнес-отчетности. Слушания по существу должны начаться в марте 2024 года.
Также Трамп может стать обвиняемым еще по двум уголовным делам.
Первое касается выборов 2020 года: после голосования тогдашний президент США позвонил секретарю штата Джорджия и попросил «найти» 11 тысяч голосов, недостающих для победы над Байденом. Прокурор обещает предъявить обвинения по этому делу уже в августе — скорее всего, преступлениями сочтут действия и самого Трампа, и тех его сторонников, которые активно пытались изменить исход выборов в штате.
Второе дело расследует на федеральном уровне тот же независимый специальный прокурор Джек Смит. Оно касается организации штурма Капитолия 6 января 2021 года. Прокурор потратил несколько месяцев на то, чтобы через суд вынудить сторонников Трампа дать показания. В конце апреля по этому делу допросили бывшего вице-президента Майка Пенса, а на днях перед Большим жюри выступил и Марк Мэдоус, бывший глава президентского аппарата Трампа.
Апрельский суд над Трампом в Нью-Йорке явно помог ему в борьбе за то, чтобы стать кандидатом в президенты от республиканцев на выборах ноября 2024 года. Рейтинг Трампа вырос, а оппоненты были вынуждены его защищать.
С тех пор официально о выдвижении заявили Рон Десантис, Майк Пенс и Крис Кристи. Увеличение количества конкурентов играет Трампу на руку: чем меньше консолидированы недовольные им избиратели-республиканцы, тем проще ему будет получить номинацию (то есть стать кандидатом).
Впрочем, убедительность нового обвинения может навредить Трампу. В четверг, до публикации материалов расследования, Никки Хейли, еще одна претендентка от республиканцев, говорила, что это «перебор» и «вендетта». В пятницу, когда стали известны детали обвинения, она заявила, что «Трамп был невероятно безалаберен в вопросах нашей национальной безопасности».
Заявления других конкурентов бывшего президента в этот раз тоже были куда более осторожными — а репортеры стали заваливать республиканцев вопросами о том, помилуют ли они Трампа в случае избрания.
Впрочем, обвинение никак не повлияло на позицию ядра сторонников миллиардера. «Глаз за глаз», — написал конгрессмен Энди Биггз, а политик из Аризоны Кари Лейк во время выступления на собрании республиканцев сказала, что «добраться до Трампа получится только через меня и 75 миллионов американцев». Она добавила, что у «большинства из нас» есть оружие.
Впрочем, даже если Трампа признают виновным и отправят в тюрьму, по закону политик все равно сможет баллотироваться в президенты США.