"Мы старались по максимуму увидеть все, - рассказывал председатель экспертного совета драматического театра и театра кукол театровед Александр Вислов. - Лично у меня было 36 командировок. Многое в афишу не вошло. Мне жаль одни не попавшие в короткий список спектакли, многим моим коллегам - другие... Но когда все недовольны, значит, мы хорошо поработали".
Всего в 212 номинациях предстоящей "Золотой маски" будет представлено 54 театра.
Лидерами по количеству номинантов являются такие города, как Пермь и Екатеринбург, а из театров - Александринка и БДТ. Александринский театр на "Маске" представлен спектаклями Валерия Фокина "Маскарад. Воспоминания будущего" и Марата Гацалова "Теллурия"; БДТ - сразу тремя постановками "Zholdak dreams" (режиссер Андрий Жолдака), "Человек" (Томи Янежич) и "Пьяные" (Андрей Могучий). Из питерцев в афише драматического театра также фигурируют Театр Ленсовета ("Кабаре Брехт" Юрия Бутусова) и ТЮЗ им. Брянцева ("Беккет. Пьесы" Дмитрия Волкострелова). Полная региональная программа конкурса уже доступна на официальном сайте "Золотой маски". А Москву в драме представлять будут "Студия театрального искусства" ("Самоубийца" Сергея Женовача), Театр им. Вахтангова ("Бег" Юрия Бутусова), РАМТ ("Нюрнберг" Алексея Бородина), Театр наций ("Сказки Пушкина" Роберта Уилсона), "Мастерская Петра Фоменко" ("Сон в летнюю ночь" Ивана Поповски), МТЮЗ ("Кто боится Вирджинии Вулф?" Камы Гинкаса), лаборатория Дмитиря Крымова театра "Школа драматического искусства" ("О-й. Поздняя любовь" Дмитрия Крымова), Электротеатр "Станиславский" ("Человеческое использование человеческих существ" Ромео Кастеллуччи).
И, внимание, - спектакли Кирилла Серебренникова "Обыкновенная история" Гоголь-центра и Константина Богомолова "Юбилей ювелира" МХТ им. Чехова. По ряду причин. Во-первых, де-факто: несмотря на все околотеатральные скандалы в соцсетях и эмоциональные высказывания режиссеров на своих страницах о нежелании участвовать в конкурсе фестиваля, оргкомитет "Золотой маски" никаких официальных отказов ни от Серебренникова, ни от Богомолова не получал. Во-вторых, де-юро: существенное дополнение - если Кирилл Серебренников, как руководитель "Гоголь-центра" вправе решать, участвовать или не участвовать его коллективу в каком-либо конкурсе и фестивале, то Константин Богомолов, как приглашенный режиссер, может снять только свою фамилию с номинации "работа режиссера", но не отвечать в контексте "Золотой маски" за весь московский Художественный театр. И в-третьих, самых главных, - их претензии относились к нескольким членам экспертного совета будущей "Золотой маски" 2017 года, которые только сейчас приступают к своей работе и к формированию афиши из премьер начавшегося театрального сезона, и которые, по мнению режиссеров, не могут непредвзято оценивать их постановки. Так что данный конфликт - с виртуальной перспективой и с пролонгацией на будущее. Если, конечно, об этом "мильоне терзаний" в 2017 году еще кто-нибудь вспомнит.